Ванна

Анкетирование на тему умею ли я экономить. Исследовательская работа на тему: «Бережём энергию! на определение уровня экологической культуры

1.1. Умеем ли мы экономить?

Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии.


Пещерный человек потреблял около 1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но её не стало больше, чем раньше.

Если вспомнить закон сохранения энергии , то количество энергии в природе постоянно. Она не возникает из ничего и не может исчезнуть в никуда. Она просто переходит из одной формы в другую. Никто еще не смог доказать это теоретически, но факт остается фактом, и мы должны это признать и придерживаться этого до тех пор, пока кто-нибудь не докажет обратное.

Итак, проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан.

Поэтому при составлении плана работы над исследовательской работой по физике "Как сэкономить электричество", я задумался, а умеем ли мы экономить энергию в своём собственном доме?

Чтобы картина была полной, я решил провести анкетирование среди работников академии: учителей, воспитателей, тренеров, работников офиса.

Всего в анкетировании приняло участие 62 работника . Были составлены вопросы, затрагивающие основные способы экономии энергии в семье. Анкеты были розданы, а затем обработаны. Результаты оказались неплохими.



1. 16 - 20 ответов – «Да »

55% всех респондентов могут стать министрами по охране природы, умеют экономить электроэнергию, заботятся о бюджете семьи.

2. 11 до 15 ответов «ДА »

40% являются хорошим примером всех остальных, но мало обращают внимание на экономию воды.

3. 6 до 10 ответов «ДА »:

У 3 % участников анкетирования много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой, но им надо задуматься о таких, казалось бы, мелочах, как зашторивание окон, проветривание комнат.

4. От 1 до 5 ответов «ДА »:

2% участников анкетирования еще многому надо научиться.

Но как выяснилось, моим друзьям, товарищам не всегда удаётся экономить. Среди них я проводил опрос.

1. На вопрос «Выключаю воду, когда намыливаюсь в душе » был один положительный ответ - 3%.

2. Плотно закрывают водопроводный кран, чтобы из него не капала вода- 85%.

3. 1 человек из опрошенных ребят выключает воду, когда чистит зубы - 3%.

4. Пишут на обеих сторонах бумажного листа - 75%.

5. Выключают свет, когда выходят из комнаты - 50%.

6. Выключают зарядное устройство из розетки, когда телефон зарядился (когда находятся дома) - 34%.

7. Выключают компьютер, планшет, ноутбук из сети, когда ложатся спать (в домашних условиях) - 25%.

Вывод напрашивается сам - мы мало знаем об экономии энергии, пока больше потребляем, чем отдаём .

Введение

Совершенно очевидно, что для устойчивого развития необходимо эффективное использование имеющихся источников энергии, так как абсолютно безопасных источников энергии не существует. Любое использование энергии в той или иной степени влияет на окружающую среду. Не будем говорить о таких признанных “вредных” способах получения энергии, как тепловые и атомные станции. Гидроэлектростанции оказывают большое влияние на окружающую среду. Для получения энергии этим способом приходится затоплять огромные площади земли, которую можно было бы использовать под пашню, лес, строительство или оставить нетронутой, как особо охраняемую природную территорию. Кроме того, существует проблема миграций рыб и других водных организмов по рекам, перегороженным гидроэлектростанциями.

Ветровые станции издают сильный шум, а он, как известно, отрицательно сказывается на здоровье организмов. Кроме того, под лопастями ветровых турбин электростанций гибнет множество птиц . На солнечные батареи расходуется огромное количество дорогих материалов, а срок службы их невелик – около 20 лет . Геотермальные станции, на которых используется тепло земных недр, тоже не являются решением проблемы. При производстве энергии таким способом имеется большое количество серосодержащих отходов, а горячий рассол, спускаемый в реки способен вызвать экологическую катастрофу . Другие способы получения энергии также имеют свои “минусы”. При любом способе получения энергии расходуются ресурсы на изготовления оборудования и тратится полезная площадь земли.

Понятно, что развитие цивилизации нельзя повернуть вспять и вернуться к использованию трудоемких ручных технологий, отказаться от использования электричества и машин. Даже, если бы мы все захотели этого во имя сохранения природы, это уже невозможно из-за высокой численности населения. Даже для решения пищевой проблемы необходимы огромные затраты энергии.

Но часто ли люди задумываются, что, включая тот или иной электроприбор, мы невольно наносим вред окружающей среде? Как сделать так чтобы не один киловатт не был потрачен напрасно? Как уменьшить потребление электроэнергии в быту?

Для того, чтобы привлечь внимание людей к проблеме энергосбережения, а также узнать, как они информированы об этой проблеме и что делают на бытовом уровне для ее экономии, мы проводили социологический опрос. Таким образом, мы в виде вопросов пытались обратить внимание людей на эту проблему. Тем более что наш Приморский район участвует в международной программе “Повестка 21” (Agenda 21) и наша работа будет небольшим вкладом в эту программу. Данные этого опроса мы собираемся передать районному экологу.

Методика проведения социологического опроса по проблеме энергосбережения

Мы опрашивали людей по заранее разработанной анкете, на большинство позиций которой были даны готовые предполагаемые ответы. На некоторые вопросы ответы не давались с тем, чтобы опрашиваемые предложили свой вариант ответа. В этом случае каждый полученный ответ записывали отдельно.

Опрос проводился анонимно. Было опрошено 23 школьника с 5 по 11 класс и 34 взрослых человека. Так как ответы взрослых и школьников записывали разным цветом, то была возможность подсчитать, как отвечали школьники и взрослые. Опрашивались как знакомые (большинство) так и случайные прохожие на улице.

Подсчитывались проценты ответов по каждой позиции для школьников, взрослых и общее число.

Результаты социологического опроса

1. Задумывались ли Вы, что в скором будущем встанет проблема получения энергии (нефть, газ, уголь)?

Таблица 1

Ответило взрослых Ответило школьников Всего ответили
Да 14 41,2 3 13 17 20,8
Нет 10 29,4 14 60,9 24 42,1
Редко 10 29,4 6 26,1 16 28,1


2. Стараетесь ли Вы экономить энергию?

Таблица 2

Ответило взрослых Процент от числа ответивших взрослых Ответило школьников Процент от числа ответивших школьников Всего ответили Процент от общего числа опрошенных
Да 14 41,2 10 43,5 24 42,1
Нет 12 35,3 12 52,2 24 42,1
Редко 8 23,5 1 4,3 9 16,8

3. Считаете ли Вы, что производство любого вида электроэнергии наносит вред окружающей среде?

Таблица 3

Ответило взрослых Процент от числа ответивших взрослых Ответило школьников Процент от числа ответивших школьников Всего ответили Процент от общего числа опрошенных
Да 23 67,6 10 43,5 33 57,9
Нет 8 23,6 5 21,7 13 22,8
Не знаю 3 8,8 8 34,8 11 19,3

4. Заклеены ли у вас окна в квартире?

Таблица 4

Ответило взрослых Ответило школьников Всего ответили Процент от общего числа опрошенных
Да 32 13 45 78,9
Нет 2 10 12 21,1

5. Есть ли у Вас в доме энергосберегающие лампочки (например, галогеновые или лампы дневного света)?

Таблица 5

Ответило взрослых Ответило школьников Всего ответили Процент от общего числа опрошенных
Одна или несколько 20 8 28 49,1
Много 2 2 2 3,5
Нет 14 13 27 47,4

6. Если Вы не используете их то какова причина?

Таблица 6

Ответило взрослых Ответило школьников Всего ответили Процент от общего числа опрошенных
Дорого 9 1 10 34,7
Не задумывался 1 10 11 37,8
Мне не нравится 4 4 8 27,5

7. На что, по вашему мнению, в быту затрачивается наибольшее количество электроэнергии?

Таблица 7


8. Какой самый эффективный способ сбережения энергии?

Таблица 8

Вариант ответа Ответило взрослых Ответило школьников Всего
Выключать неиспользуемые приборы
Не жарить мясо
Выключать свет
Меньше использовать электроприборы
Меньше смотреть телевизор
Утеплять квартиру
Исправная проводка и приборы
Меньше готовить на плите
Не пользоваться (без расшифровки)
Ни чего не иметь
Использовать альтернативные источники энергии
Не знаю
3
10
0
0
0
1
1
1
0
1
1
17
10
0
8
2
1
0
0
0
1
0
0
2
13
10
8
2
1
1
1
1
1
1
1
19

9. Что Вы сами делаете для этого?

Таблица 9


Оценка деятельности коммунальных служб:

10. Оборудована ли входная дверь в парадную пружиной?

Таблица 10

11. Все ли стекла вставлены в подъезде?

Таблица 11

12. Часто ли горит ли свет в подъезде и на улице днем?

Таблица 12

В ходе опроса выяснилось, что многие дома спроектированы таким образом, что на лестничных площадках нет окон вообще. Поэтому необходимо кругло-суточное использование освещения. Но свет не выключают днем даже там, где есть окна, и использование освещения в дневное время не требуется.

13. Устраивает ли Вас температура батарей центрального отопления?

Таблица 13

14. Если у Вас холодно в квартире, как Вы обогреваетесь?

Таблица 14

Обсуждение результатов

Результаты социологического опроса показали, что взрослых гораздо чаще волнуют проблемы энергосбережения. Так, из опрощенных нами взрослых на вопрос: “Задумывались ли Вы, что в скором будущем встанет проблема получения энергии (нефть, газ, уголь)?” утвердительно ответили 42% взрослых и в 3 раза меньше - 13% школьников и отрицательно – 29,4% взрослых и 60% школьников. Следовательно, в школе уделяют мало внимания этой проблеме. В целом Задумываются над этим вопросом 29,8% опрошенного населения и 42,1 – не задумываются.

Возможно, что взрослые, несмотря на анонимность анкетирования, хотели показаться перед нами более “правильными”, но, может быть, им чаще приходится сталкиваться с энергетическими проблемами в повседневной жизни.

Тем не менее, на вопрос: “Стараетесь ли Вы экономить энергию?” больше положительных ответов дали школьники: 43, 5% (всегда) и 52,2 % (иногда), взрослые ответили 35,3% (всегда) и 52,2% (иногда). Таким образом, 84,2% населения всегда или время от времени старается экономить энергию, а 16,8% не экономит вообще. Если пересчитать это на кВт, это очень много. Так, одна женщина призналась, что расходует до 500 кВт в месяц!

В ходе проведения опроса выяснилось, что многие люди не понимают разницу между “экономией денег” за потребленную энергию и собственно “экономией энергии”. Оказалось, что нередко квартиры не оборудованы счетчиками электроэнергии и люди платят “по среднему”. Часто эти люди не понимали, как и для чего вообще необходимо экономить энергию. Мы учли этот момент и при проведении следующего социологического опроса (а мы планируем продолжить работу), мы включим в анкету вопрос “Имеется ли у Вас электросчетчик?”.

57,9% всех опрошенных признают влияние производства электроэнергии на состояние окружающей среды и 22,8 не считают, что каждый из существующих способов производства электроэнергии тем или иным способом сказывается на окружающей среде.

Квартиры утеплены у 78,9 % населения, остальные ответили, что им пока тепло. Таким образом – это еще один ресурс для энергосбережения. Выяснилось, что жители последних этажей жалуются на жару, в то время как жители нижних этажей замерзают. Об этом же говорит ответ на вопрос: “Устраивает ли вас температура батарей центрального отопления?” 82,5% опрошенных ответили, что температура батарей устраивает, холодно у 15,8% опрошенных (в основном жители нижних этажей) и жарко у 1,7% опрошенных (последний этаж).

Энергосберегающие лампы имеют 52,6% опрошенных, причем 3,5 % используют их активно. 34% не пользуются энергосберегающими лампочками. Из тех, кто их не использует, 34,7% ответили, что дорого, 27,5% эти лампы не нравятся, причем многие, давшие этот ответ, сказали, что это вредно для зренияи 37,8 % не задумывались, почему они не используют эти лампы.

Большинство опрошенных считает (26 из 56), что больше всего энергии тратится на приготовление пищи, и, в частности, на жарку мяса. Поэтому 20 опрошенных мяса не жарят и этим, по из мнению, они вносят вклад в экономию электроэнергии. Причем, назвали плиту основным потребителем энергии в основном взрослые (24 взрослых и 2 школьника). Школьники считают, что электроэнергия затрачивается в основном на свет (10 ответов) и телевизор (8 ответов школьников и 1 взрослый). Взрослые так же называли стиральную машину (8 ответов). Также были названы обогревательные приборы, холодильник, электротовары вообще, магнитофон и даже телефон (2! ответа).

На вопрос: “Какой самый эффективный способ сохранения энергии?” половина опрошенных взрослых затруднилась ответить. 10 человек ответили: “Не жарить мясо” (взрослые). Школьники предлагали выключать ненужные приборы и свет (10 школьников и 3 взрослых). Среди других способов экономии электроэнергии были предложены утеплить жилице, использовать исправную проводку и электроприборы, меньше смотреть телевизор, ничего не иметь и даже использовать альтернативные источники энергии (как оказалось, его дал студент 3 курса биолого-почвенного факультета университета).

На вопрос “Как вы экономите электроэнергию?” затруднились ответить 7 взрослых (20,5%) и 2 школьника (8,6%), что довольно много. Большинство взрослых (20 человек) ответили, что не жарят мясо, а школьники выключают свет и электроприборы (11 школьников и 7 взрослых). Среди ответов были: “утепляю квартиру”, “закрываю дверь в парадную” и даже “выключаю рубильник в парадной”.

При оценке коммунальных служб были даны следующие результаты: входная дверь не оборудована пружиной у 24,7 % опрошенных. Так же был ответ, что даже нет балконных дверей. Стекла в подъезде выбиты у 38,6 % опрошенных. Учитывая, что опрос проводился в ноябре и даже выпал снег, картина не благоприятная. Свет горит, не выключаясь на светлое время суток, в подъезде и даже на улице у 63,2 % опрошенных всегда, 17,5 редко и только 19,3% никогда.

В холод 45% жителей использует теплую одежду, 17% обогревается электроприборами и 15,8% - газом.

Таким образом, если бы коммунальные службы сами оплачивали убытки, нанесенные их плохой работой, можно было бы сэкономить много кВт энергии.

На основании проведенного опроса можно сделать следующие выводы:

  1. Жители Приморского района уделяют недостаточное внимание проблеме энергосбережения.
  2. Хотя взрослые чаще задумываются над этой проблемой, школьники чаще экономят электроэнергию.
  3. В квартирах, оборудованных электросчетчиками, чаще заботятся об экономии электроэнергии.
  4. Коммунальные службы района недостаточно работают в направлении экономии энергии и создании комфортных условий для жизни жителей.
  5. При анкетировании жителей некоторые впервые задумались над проблемой энергосбережения.

Литература

  1. Небел Б., Наука об окружающей среде. Как устроен мир, т. 2, М., Мир, 1993
  2. Местная повестка дня на XXI век для Приморского района. Издание подготовлено Форумом по местной повестке дня для Приморского района под руководством Управления по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга.
  3. Ревелль П., Ревелль Ч., Среда нашего обитания. Энергетические проблемы человечества, т. 3, М., Мир, 1995

Учимся экономить!!!

В рамках недели «Энергосбережение» было проведено анкетирование педагогов «Умеем ли мы экономить?». Педагоги были проанкетированы с целью проверить уровень знаний и умений в области энергосбережения. Нами были подведены итоги.

По результатам анкетирования мы выяснили, что у 60 % наших педагогов сформированы экономически правильные действия. У 40% наших педагогов знания и действия в области энергосбережения находятся на среднем уровне и им в этом направлении необходимо еще поработать.

Ниже мы представляем вашему вниманию данную анкету. Вы можете для себя ее пройти и определить на сколько Вы экономный и бережливый человек.

Анкета «Умеем ли мы экономить?»

№ п\п

Вопросы

Да

Нет

Мы проветриваем помещение быстро, не открываем надолго окна.

Мы не преграждаем путь теплу, неудачно расставленного мебелью перед батареями

На ночь опускаем жалюзи, закрываем шторы, чтобы уменьшить потери тепла через окна.

Установили дома окна со стеклопакетами.

Для освещения используем энергосберегающие лампочки.

Мы часто используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер), что позволяет уменьшить количество электроэнергии.

Содержим окна в чистоте, для лучшей освещенности.

При приготовлении пищи закрываю кастрюлю крышкой.

Для подогрева воды чаще пользуюсь газовой плитой, чем электроприборами.

Электробытовые приборы не оставляем в «режиме ожидания».

Используем емкость стиральной машины оптимально, выбирая наиболее рациональные режимы стирки.

Подсчитайте все ответы: за каждое «Да» вы получаете 1 балл, за каждое «Нет» 0 баллов.

Если у вас получилось:

От 1 до 5 баллов: вам ещё многому надо научиться, чтобы стать сознательным человеком, так что начните это делать прямо сейчас.

От 6 до 9 баллов : у вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой и над электросбережением в вашем доме.

От 9 до 11 баллов : вы являетесь хорошим примером всем остальным, ваше поведение и действия экономически правильные, вы заслуживаете похвалы.

  •  покупки в интернете. Покупая в интернете, можно существенно сэкономить. Например, для себя можно покупать одежду и обувь в интернет магазине женской одежды . А также одежду для детей, косметику, книги, бытовую технику, всё, что угодно! Вы можете быть хоть в Москве, хоть в Киеве, хоть в деревне Кукуево, но получите понравившийся товар дешевле, чем в магазине. Это связано с тем, что интернет-магазины несут гораздо меньшие издержки, нежели их оффлайновые собратья: не надо тратить огромные средства на аренду помещений, на продавцов и многое другое.
  •  счетчики. Многие знают, что установив счётчики на все приборы учёта, можно сэкономить. Но что-то останавливает людей их ставить- цена ли счётчика или банальная лень. И очень даже зря. На электроэнергию очень выгодно ставить двухтарифные счётчики, ведь ночью тариф гораздо дешевле. На ночь можно запускать стиральную машину, посудомойку, мультиварку. Поставив счётчики на воду, можно контролировать расход воды и тоже экономить.
  •  учёт расходов. Это, собственно, и есть составление бюджета. Нужно записывать ВСЕ свои расходы, а потом анализировать их, чтобы понять, в чём вы слишком расточительны. Всегда берите чеки в магазинах, чтобы легче было потом вспомнить свои траты. Для удобного анализа расходов рекомендую установить специальную программу на компьютер или приложение на телефон. Таких программ сейчас очень много, Google и Play market вам в помощь!
  •  списки. Бывает ли у вас такое, что идёте в магазин за хлебом, а покупаете при этом целую сумку продуктов. Всё, кроме хлеба) У меня было, и не раз. В таких случаях очень помогают списки. Заранее, перед походом в магазин, оставьте список необходимого, возьмите столько денег, сколько нужно только на этот список (примерно) и вперёд! Навряд ли получится купить что-то лишнее. И кстати, в продуктовый магазин лучше не ходить на пустой желудок, ведь когда мы голодны, мы готовы скупить всё, что надо и не надо.
  •  скидки. Очень большая конкуренция в мире ритейла заставляет продавцов снижать цены на товары. Магазины постоянно придумывают акции на популярные товары, так давайте этим пользоваться! Правда, у продавцов свой расчёт — покупая один товар по акции, вы купите ещё десять по обычной или даже по завышенной. Поэтому специалисты по экономии семейного бюджета рекомендуют покупать в нескольких магазинах, тем более, акции обычно не повторяются, и можно с выгодой можно купить один продукт в одном магазине, другой во втором. Многие магазины выпускают свои газеты или листовки с текущими акциями, не побрезгуйте ими, они вам пригодятся при планировании выгодных покупок. А вот бонусные карты ииразличные накопительные программы не всегда выгодны. Так магазины пытаются сделать из вас постоянного покупателя, который будет покупать всё только у них, и по акциям и без.

Вот и все способы сэкономить, которые мне показались несложными и привлекательными. Следуя предложенным методам, вы сможете неплохо поправить свой бюджет! Надеюсь, была полезна)

А вы уже начали экономить? Участвуйте в опросе, посмотрим, сколько нас таких, заботящихся о своих денежках)

Анкета №1.

на определение уровня экологической культуры.

  1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
  2. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
  3. Назовите ведущие экологические проблемы мира, России, Томской области
  4. Что такое природа?
  5. Что такое экология?
  6. Что такое охрана природы?
  7. Каковы правила поведения человека в природе?
  8. Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?
  9. Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
  10. Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе?
  11. Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
  12. Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
  13. Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
  14. Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
  15. Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
  16. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?

имею низкий уровень

имею средний уровень

имею высокий уровень

затрудняюсь определить.

Анкета № 2.

Охранная грамота природы

(анкета на выявление интереса к экологическим проблемам,

уровня экологических знаний).

  1. Что такое природа?
  2. Что значит охранять природу?
  1. Для кого человек должен охранять природу?
  1. От кого человек должен охранять природу?
  1. Что такое Международная Красная книга?
  2. Что означает красный цвет Красной книги?
  3. Какого цвета страницы имеет Международная Красная книга?
  1. Какие животные, обитающие на территории России, занесены в Международную Красную книгу?
  2. Какие Вы знаете формы охраняемых природных территорий?
  3. Какие заповедники расположены на территории России и Томской области?
  4. Назовите экологические проблемы мира? России и Томской области?
  1. Что называют легкими планеты? Почему?
  2. Правильно ли делить растения и животных, на полезных и вредных?
  1. Что лично ты можешь сделать для охраны природы?

Анкета № 3.

Отношение к природе и ее охране

(среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор «+»)

  1. Как Вы относитесь к природе?

а) бережно;

б) ответственно

в) безразлично;

г) с любовью;

д) неопределенно.

  1. Чем обусловлено Ваше отношение к природе?
  1. Что является главным фактором загрязнения окружающей среды?

а) транспорт;

б) промышленность;

в) сельское хозяйство;

г) деятельность человека;

д) атомные электростанции.

  1. Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?

а) правительство

б) министерство охраны природы;

в) каждый человек;

г) специалисты в области охраны окружающей среды;

д) партия «зеленых»;

  1. Существует ли, по Вашему мнению, такая экологическая информация, которую не стоит распространять широко?

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

  1. Каковы главные проблемы охраны природы?
  1. Назовите природные объекты в нашей стране, которые находятся на грани экологической катастрофы.
  1. На ком лежит наибольшая ответственность за нарушение экологического равновесия?

а) руководителях промышленных предприятий;

б) министерствах;

в) каждом конкретном человеке;

г) ученых;

д) системе образования.

  1. Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?

а) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле;

в) здоровье будущих поколений;

г) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;

  1. Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая профессия была связана с природой, охраной природ

Приложение 2

Проективный тест.

(характер действий учащихся в той или иной ситуации, непосредственно связанной с природой).

Задание: закончить начатую фразу.

1. Если я выберу профессию, связанную с явлениями природы, например,_______________________________________то_________________

2. Встретив в лесу браконьера, я

3. К людям, которые любят природу, я отношусь, потому что

4. Если бы я был художником и оказался на реке или у моря

5. Я хотел бы побывать в экологическом лагере школьников, потому что (чтобы)

6. В ближайшее время хотелось бы побывать в походе, чтобы

Ситуативный тест.

(выявление уровня развития экологического сознания, ценностных экологических ориентаций).

Задание : прочитай рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» и ответьте на следующие вопросы:

1. Какую ценность имеет природа для человека?

2. По отношению человека к природе можно ли судить об общем уровне развития, уровне культуры человека?

3. Как бы Вы охарактеризовали отношение к природе «великолепной шестерки», вожатой, старика-конюха?

4. Насколько соответствует поведение главных героев рассказа нормам, правилам поведения человека по отношению к животным?

5. Дайте оценку поведения и деятельности главных героев рассказа в отношении к природе.

6. Чтобы Вы могли предложить в разрешении ситуации (проблемы), описанной в рассказе?

«Экологическая этика».

(выявление знаний о правилах и нормах поведения в природе).

Задание: напишите сочинение (рассказ) о своей прогулке в лес – как надо вести себя во время прогулки в лес, сформулируйте правила поведения человека в природе.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ :

Анализируя результаты тестирования, педагог определяет:

· спектр сформулированных норм и правил поведения человека в природе;

· повторяемость отдельных норм и правил;

· стремление учащихся к самоидентификации с нормами и правилами;

· уровень рефлексии учащимися норм и правил поведения человека в природе;

· уровень личностного осознания учащимися норм и правил поведения;

· адекватность экологического сознания и поведения учащихся в природе.

«Общение с природой».

1.Как часто ты бываешь в лесу, парке, сквере?

  1. Почти каждый день.
  2. Почти каждые выходные.
  3. Один раз в месяц.
  4. Один раз в сезон.
  5. Только во время каникул: а) летних; б) осенних; в) зимних; г) весенних.
  6. Очень редко.
  7. Затрудняюсь ответить.

2. С кем ты чаще всего бываешь на природе?

Проставь цифры: 1 – постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда.

а) с педагогом;

б) с родителями;

в) с родственниками;

г) с друзьями;

д) с ребятами из творческого объединения.

3. Чем ты любишь заниматься на природе? Обведи нужные ответы кружком.

  1. Заниматься спортом (бегать, кататься с горки и т.д.).
  2. Работать в саду, огороде.
  3. Рисовать, фотографировать.
  4. Любоваться природой, ее красотой.
  5. Собирать цветы.
  6. Слушать звуки, шумы, пение птиц.
  7. Собирать ягоды, грибы.
  8. Подкармливать зимующих птиц, белок.
  9. Совершать походы, экскурсии.
  10. Расчищать от мусора родники, берега рек.
  11. Озеленять территорию улицы.
  12. Купаться, загорать, отдыхать.
  13. Наблюдать за птицами, насекомыми и другими животными.
  1. С кем ты беседуешь на экологические темы? Проставь цифры (1- постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда).

а) С родителями.

б) С другими родственниками.

в) С педагогом.

г) с друзьями.

д) Ни с кем.

ж) Допиши _________________________

2. Какую помощь по охране и восстановлению природы можешь оказать ты и твои друзья? (Напиши).

Какие из перечисленных ниже дел являются для тебя:

5) самыми интересными;

4) очень интересными;

3) в значительной степени интересными;

2) мало интересными;

1) наименее интересными.

Поставь против каждого пункта оценку в соответствии со степенью твоей заинтересованности в данном занятии:

1) чтение книг, журналов, газет на экологическую тему;

2) просмотр и обсуждение телепередач на экологическую тему;

3) очистка улиц, парков от загрязнения;

4) выступление перед сверстниками на экологическую тему;

5) охрана птиц, заготовка корма, подкормка зимующих птиц, изготовление кормушек, искусственных гнездовий;

6) выпуск листовок, плакатов на экологическую тему;

7) фотографирование;

8) участие в конкурсах, выставках, акция, операциях.

Обработка полученных данных. Обработка данных по каждому блоку позволит определить уровень готовности воспитанников к выполнению экологически значимых видов деятельности.

  • < Назад