Ванна

Задания на звук д дь. Постановка и автоматизация звуков "т д"

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.

2. Учить вслушиваться в шепот.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.

5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов.

6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.

7. Учить анализировать слова: дом, Дима.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (развитие слухового внимания).

Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Выполняй команды» (развитие остроты слуха).

Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет.

Задание 3 . Знакомство со звуком [Д].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес —

И исчез. (Дым)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то:

Губки свободны;

Зубки сближены, но не сомкнуты;

Язычок стучит кончиком за верхними зубками;

Горлышко «работает».

Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД...

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым: Д Д Д Д Д Д Д Д

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]»:

а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.

Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули?

Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:

да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;

ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...

Задание 8 . Работа с картинками:

из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука [Д];

четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д],

выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;

четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в середине слова.

Провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

Задание 9 . Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).

Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...),

дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).

Задание 11 . Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?

Дом — домок — домочек — домище; дуб — ...; дым — ...; друг - ...

Задание 12 . Выучить чисто говорки:

Да-да-да — у меня вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ду-ду-ду — за водой пойду.

Задание 13 . Знакомство со звуком [Д"].

Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь-динь...

Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д"]»:

дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де.

Задание 17 . Перечислить нарисованные предметы: диван, одеяло, дерево, деньги.

Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Определить место звука [Д"] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 18 . Подобрать слова по первому слогу:

ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;

ДИ: -во, -ма, -на...

Задание 19 . Дифференциация звуков [Д] — [Д"]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...

Назвать первый звук в именах детей:

Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д"].

Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д"] с использованием картинок).

Подобрать слова со звуками [Д] и [Д"], определить место звуков в словах (начало, середина слов), используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками.

Изменить существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет (кого?) — ..., подарю подарок (кому?) — ..., вижу (кого?) — ..., горжусь (кем?) — ..., говорю (о ком?) — ...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Кто приходит,

Кто уходит, —

Все ее за ручку водят. (Дверь)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Задание 21 . Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Задание 22 . Знакомство с буквой Д.

Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Д?

Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):

На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша».

Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».

Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем

Игры с буквой.

Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами.

Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы.

Современные родители знают, что для успешного обучения в школе детям необходимо внятно и четко произносить все звуки родного языка. Без правильной речи невозможно излагать свои мысли, писать диктанты, составлять пересказы. Обычно к школе ребенок должен иметь хорошо развитую речь. Однако некоторые дошкольники так и не научаются говорить чисто, искажают некоторые звуки, поэтому возникает необходимость обратиться к логопеду. Специалисты отмечают, что в последнее время появились новые виды дислалии (нарушений звукопроизношения), которые раньше почти не встречались. В их число входит неправильное произношение звуков Т, Д. Смогут ли родители в домашних условиях поработать над исправлением звукопроизношения, если обнаружилось такое речевое нарушение у ребёнка? Для того чтобы правильно организовать занятия дома необходимо понимать, что представляют собой постановка звука т в связи с постановкой звука д.

Важно: правильное произношение складывается в основном к пятилетнему возрасту, поэтому обращаться за специальной помощью следует после 5 лет. Однако нужно уже с раннего возраста внимательно следить за речью ребенка, не умиляться искажению слов, а по возможности исправлять речевые ошибки крохи.

Особенности произношения звуков Т Д

Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:

  • Замена звуков переднеязычных «Т - Д» на соответствующие заднеязычные «к - г», например, «к(т )игренок», «инг(д )юк».
  • Смешение согласных переднеязычных «Т - Д» с заднеязычными «к - г»: клетка - клекта; стакан - скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка - птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
  • Стойкое смешение Т Ч т ит - учит, девоть (ч)ка), Т Ц (Пец я - Петя, цвец ет - цветет).

У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т : вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.

Очень часто причинами неправильного произношения являются:

  • Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
  • Малая подвижность нижней челюсти.
  • Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
  • Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д .

В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.

Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

  1. Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
  2. Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д , например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
  3. Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка - дочка, тучка - дачка, уточка - дудочка, прудик - прутик, домик - томик.

Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).

Приемы постановки звуков Т Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука, которые активно можно использовать и в домашних занятиях. Если правильно подобрать упражнения, то родителям нетрудно будет справиться с речевыми нарушениями своего дитя.

Важно: прежде чем научить ребенка правильной артикуляции звука Т (Д ), взрослый должен сам отработать положение губ и языка перед зеркалом: губы занимают позицию того гласного, который следует за Т (та - та - та); язык фиксируется в верхних зубах; нёбо приподнято. Кроме того, артикуляционная гимнастика также должна быть предварительно отрепетирована взрослым.

Подготовительный этап

Логопеды настаивают, если язык малыша недостаточно окреп для постановки звуков, необходимо сначала укрепить мышцы языка и губ. Поэтому в подготовительный этап обязательно входит артикуляционная гимнастика. Подготовить к ней речевой аппарат помогут упражнения логопедического массажа::

  1. Взрослый при помощи зеркала учит дошколенка принять правильное положение губ и язычка, показывая различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
  2. Постановка звука Т требует резкого и сильного выдоха. Поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать. Можно использовать упражнения: «Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)».
  3. Затем следует артикуляционная гимнастика:
  • «Широкая улыбка» - зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек.
  • «Часы тик-так» - язычок быстро движется влево - вправо по верхней губе.
  • «Язычок не слушается» - произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П Т.
  • «Язычок - лопаточка» - расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.

Важно: надо постараться, чтобы ребенку было интересно выполнять довольно монотонные подготовительные задания. Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить новые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно позаимствовать из логопедической практики.

Постановка звуков

Как поставить звук в домашних условиях? Специалисты предлагают несколько способов постановки звука, родитель может попробовать все из них и выбрать тот, который более доступен и понятен малышу.

  1. Постановка Т по подражанию: взрослый предлагает дошколенку повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та». Например: та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты. Затем переход к словам - чистоговоркам: та-та-та, та-та-та, вот такая красота; ты-ты-ты, ты-ты-ты, подарили нам цветы; ту-ту-ту, ту-ту-ту, мы наводим чистоту; то-то-то, то-то-то, я надела пальто. Творческий подход к речевым занятиям позволит родителям самостоятельно составлять подобные чистоговорки на звук, привлекая к творчеству детей.
  2. Межзубной способ: взрослый показывает ребенку положение язычка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язычок за зубами). Можно научить контролировать выдох, если поиграть в «заборчик» для воздуха, подставив ладошку перед ртом. Или устроить игру в «мяч» (ватный комочек струей воздуха загоняется в импровизированные ворота).
  3. Логопеды пользуются способом постановки Т от звука П . Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П , получается Т .
  4. При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.

Автоматизация звуков Т Д

Когда звуки Т Д будут поставлены (появилась правильная артикуляция), и ребёнок научится их произносить, наступает следующая ступень - автоматизация (отработка навыка). Здесь важно добиваться свободного произношения. Так как это является новым для дошколенка, значит, требуется длительная тренировка. Логопеды рекомендуют вводить отработанный навык постепенно: сначала через слоги, затем слова, далее предложения. Хорошо помогут в этой работе артикуляционные упражнения, игры в опоре на стихи, рассказы, загадки, что также поддержит интерес к занятиям. При этом не забывать, что каждое домашнее занятие необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.

Важно: родителям нужно приложить все усилия, чтобы неправильное произношение звуков Т Д как можно быстрее исчезло из речи ребенка. При этом учитывать, что новый материал вводится только после того, как будет усвоен предыдущий.

Что может предпринять взрослый, чтобы сохранить у ребенка интерес к занятиям и при этом многократно повторять монотонные действия? Помогут игровые приёмы, при помощи которых отрабатываются слоги, например: та-та-та, да-да-да, то-то-то, до-до-до, та-ты-то-ту, ат-ат-ат, да-ды-ду, ыт-ыт-ыт, уд-уд-уд. Сюжеты могут быть самые разнообразные:

  • Научим куклу чистить зубы, покажем ей, что такое артикуляционная гимнастика: «почистим зубки» (разнообразные движения язычком по зубкам снаружи и изнутри вверх - вниз, влево - вправо).
  • Споем игрушкам песенку: "тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота";
  • Сыграй на барабане для мишки: трам-та-та-там; на дудочке для собачки: ду-ду-ду.
  • Я начинаю говорить, а ты заканчивай (взрослый произносит часть слова, которое обязательно заканчивается на слог со звуками Т Д ): цве-ты, красо-та, конфе-ты, мач-та, паль-то, буке-ты; велосипе-ды, ке-ды, боро-да.
  • Здравствуй, пальчик! (большой палец выставляется вперед, и каждый пальчик поочередно «здоровается с ним» слогами: та, то, ту, ты; да, до, ду, ды).

После того, как у дошкольника будут автоматизированы звуки, работа усложняется, произношение звука закрепляется в словах.

Упражнение «Соберем бусы»

Эффективное упражнение на автоматизации звука Т со старшими дошколятами. Взрослый предлагает дошкольнику собрать необычные бусы, предварительно договорившись, какой слог за каким следует. Например, может быть такая очередность: та - то - ты - ту - та - то. Аналогично ведется работа со звуком д. На первых порах можно сделать опору на наглядность (цветные бусинки, кружочки из цветной бумаги, карандаши). В дальнейшем наглядность убирается, ребенок действует по памяти.

Упражнение «Придумай слова со звуками Т Д»

Предложить ребенку повторить за взрослым слова со звуками Т Д в начале, середине, конце слова. Например, взрослый начинает с более понятного слога та : та почки, та чка, та релка; малыш продолжает: та нк, та бурет, та нец, та кси. Затем переходит к другой позиции Т Д : кот ик, пет ушок, кат ок, лист ок; салат , играет , собирает , лает , помогает . Или ду дочка, да й, де нь, пода рки, солда т (ударение голосом на выделенное). Если дошколенку на первых порах трудно продолжить словарный ряд, можно поработать с картинками. Аналогично идет работа со слогами ты ды : ты ква, ды рка, ты , ды м; то до : то пор, то рт, то лстый, до брый, то чка, до чка; ту ду : ту чка, ту луп, раду га, ду га. Словарный ряд лучше подготовить заранее. Еще интереснее упражнение на автоматизацию пройдет с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку со своим словом, ребёнок отвечает своим.

Упражнение «Звук т и звук д в предложении»

Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т Д :

  • Таня и Тома едут в трамвае.
  • Трофим едет в такси.
  • Летит самолет.
  • Тётя Тоня сажает цветы.
  • Дима и Толя катаются на катке.
  • Даша и Денис поделили дыню.
  • Дети идут в детский сад.

Для того чтобы дошкольник мог самостоятельно составить предложение, используются сюжетные картинки. Необходимо следить, чтобы все слова предложения имели звук, который автоматизируется (Т Д ).

Потешки, чистоговорки для автоматизации звуков Т Д

Чтобы родителям было нетрудно подобрать художественный ряд для отработки звуков Т Д, можно воспользоваться логопедическими подборками или придумывать чистоговорки на звучание вместе с детьми. Например, родитель начинает со слогов, а ребенок дальше рифмует предложение:

  • Та - та - та, та - та - та, (в море видели кита ).
  • Ту - ту - ту, ту - ту - ту, (молока нальем коту ).
  • Да - да - да, да - да- да, (расплескалась вся вода ).
  • Ды - ды - ды, ды - ды - ды, (в стакане нет воды ).
  • Да - да - да, да - да - да, (не ходите вы туда ).
  • Ду - ду - ду, ду - ду - ду, (все равно туда пойду ).

Очень много потешек можно найти на детских сайтах или в детских книжках. Главная их задача - автоматизация звука Т (Д ), его правильное произношение, например:

Тень, Тень, поТеТень, выше гороДа плеТень.
Сели звери на плеТень, похвалялися весь День.
Похвалялася лиса: Всему свеТу я краса!
Похвалялся зайка: ПойДи, Догоняй-ка!

Тяни холсТы,
ХолсТы просТы.
Тяни, Тяни, поТягивай,
Поперек, поперек переклаДывай.

Знаем, знаем: Да-Да-Да!
В кране прячеТся воДа!
ВыхоДи, воДица!
Мы пришли умыТься!

ЛаДушки, лаДушки,
Испечём олаДушки.
На окно посТавим.
ОсТываТь засТавим.
Немного погоДим,
Всем олаДушек ДаДим.

Дифференциация звуков Д Т

Важным этапом в логопедической работе является дифференциация звуков (различение сходных по звучанию, Т Д, Д ДЬ, Т ТЬ). Этот этап проводится параллельно с автоматизацией и необходим для того, чтобы сравнивать звучание (мягкое и твердое), отработать произношение. Можно научить дошкольника новым специальным приемам на различение звуков: рука прикладывается к горлу во время звучания, определяется звук (Д - звонкий, голосовой; Т - глухой, без голоса). Для дифференциации можно использовать уже известные приемы: слоги, слова, предложения в упражнениях, играх, чистоговорках, потешках.

Дифференциация звуков Т ТЬ в упражнении «Сравним звуки в отгадках»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки, а потом спрашивает, одинаково ли звучание Т во всех отгадках? Главное - дать возможность понять различие в произношении звуков Т (твердый) ТЬ (мягкий).

Кругла, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь (ты ква).

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется (то пор).

Над водой застыла глыба,
На обед ей снится рыба.
Ласты есть да плавать лень,
Рыбу съест другой (тю лень).

Упражнение «Правильные чистоговорки»

Цель - научить правильно и четко выговаривать и различать Д ДЬ .

Дед Додон в дуду дудел,
Даньку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,
День - деньской кору дробит.

Игра «Придумай предложение»

Для постановки и закрепления произношения Т Д взрослые могут научить детей придумывать красивые предложения при опоре на словесных помощников. Затем определить, в каких словах твердый Т Д, а в каких мягкий ТЬ ДЬ:

Денис - телефон (Денису подарили телефон);
Дом - кот (Наш кот не гуляет, он дома);
Таня - дыня (Таня любит дыню);
Тёма - дудка (Тёма учится играть на дудке);
Дуся - картинки (Дуся любит смотреть картинки);

Важно: родители должны понимать, что домашние занятия на правильное произношение заключаются в формировании навыка произнесения звуков родного языка. Это процесс долгий, систематичный, требует терпения и упорной тренировки по автоматизации, дифференциации звучания. Вдумчивый подбор артикуляционной гимнастики, упражнений, игры, словесного материала поможет добиться хороших результатов в становлении грамотной красивой речи у дошколят.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 2 « Дружная семейка »

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

« ЗВУКИ Д, ДЬ, БУКВА Д»

ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с буквой Д;

Выполнять звукобуквенный анализ слова, составлять слова из букв разрезной азбуки и переписывать слово в тетрадь;

Познакомить с правилом, что имена людей пишутся с большой буквы;

Учить преобразовывать слова ДОМ-ДЫМ- ДАМ- ДАМА.

Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.

Продолжать развивать умение удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3-4 элементов;

Развивать умение дифференцировать звуки по твердости- мягкости;

Закрепить умение определять место звуков в начале и в конце и слова;

Воспитывать умение слушать ответ другого человека;

Воспитывать умение правильно вести себя в обществе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Игрушки: одеяло, подушка, солдатик, дельфин, динозавр, помидор, карандаш, индюк, дерево, крокодил, ведро, набор посуды;

Картинки : дом, дорога, дерево, диван, дельфин, доктор;

Зеленые и синие ленточки;

Зеленая и синяя коробки;

Игрушки Старичок- Звуковичок, Мышонок, 2 куклы;

Ширма, наборное полотно;

Кассы, тетради, ручки, материал для звукового анализа;

Зеркала, магнитофон, «волшебная палочка»;

Карточка со словом ДОМ;

Звукобуквенный дом для согласных.

ИНДИВИДУАДЬНАЯ РАБОТА : следить за звукопроизношением Захара Ак., Леры М., Ани Б.; активизировать внимание Олеси Р.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : объяснить значение слов «дам», «дама»; поговорить с детьми об именах.

ХОД НОД.

  1. Орг. момент.

Раз-два-три-четыре-пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Подарите друг другу улыбки, подарите улыбки нашим гостям. (Дети садятся за столы).

  1. Введение в тему ОД..

Старичок- Звуковичок поймал песенку и принес ее нам. Послушаем? (Звучит аудиозапись). Какой звук вы услышали в песенке?

  1. Работа по теме ОД. Возьмите зеркала и вместе произнесем звук Д. Когда мы произносим звук Д, губы улыбаются, язык стучит кончиком за верхними зубками, горло работает. Язык создает преграду воздуху, значит, какой звук Д? (Звук Д- согласный). Каким квадратом мы будем обозначать звук Д? (Мы будем обозначать звук Д синим квадратом). Достаньте квадрат из коробки. Если горло работает, значит это какой звук? (Это звонкий звук). Наклейте колокольчик на квадрат.

4.Поиграем в игру «Внимательные ушки». Повтори за мной (каждому ребенку предлагается повторить серию слогов).

5. У звука Д есть младший братик- звук Дь. Послушайте его: дь- дь- дь…

Какой это звук? (Это согласный, мягкий, звонкий звук). Каким квадратом будем обозначать звук Дь? (Мы будем обозначать зеленым квадратом). Звук Дь- звонкий? (Да, это звонкий звук). На зеленый квадрат наклеим колокольчик.

6. А сейчас слушаем меня внимательно! Катя, повтори за мной (каждому ребенку предлагается повторить серию слогов со звуком Дь).

7. Подходите ко мне.(Дети выходят к логопеду).Мы поиграем в игру «Скажи наоборот»: я бросаю мяч и называю слог с твердым звуком, тот, кто его поймает – называет слог с мягким звуком и возвращает мне мяч.

8.Ребята, возьмите ленточки и вставайте в круг. Игра «Сигнальщики». Я называю слова. Если в слове звук Д- вы поднимаете синюю ленточку, если в слове звук Дь- зеленую. В слове «дом» какой вы слышите звук (Мы слышим звук Д); какой это звук(это согласный твердый звук), какую ленточку вы поднимаете (мы поднимаем синюю ленточку). Поднимаем синюю ленточку. Аналогично разбираем слово «дерево». Слова: душ, подарок, девочка, динозавр, доктор, дятел, следы.

9. Нас пригласили в гости две сестренки Даша и Дина. У них сегодня день рождения. С чем ходят на день рождения? (На день рождения ходят с подарками). Даше мы подарим подарки со звуком Д, будем класть их в синюю коробку, Дине – подарки со звуком Дь, будем класть их в зеленую коробку. Возьмите подносы. У меня подушка и одеяло. В слове подушка звук Д, я ее подарю Даше, в слове одеяло звук Дь, я подарю его Дине.

Дина и Даша говорят вам спасибо. Проходите, садитесь на свои места.

10. Поиграем в прятки со Старичком- Звуковичком? У вас на столах картинки. Посмотрите на них, назовите первый и последний звук в слове, а Старичок- Звуковичок будет угадывать, что нарисовано на каждой картинке.

11.Вспомните, что такое звук, (ответы детей), что такое буква? (ответы детей). Звук Д и звук Дь мы обозначаем буквой Д. Вот она. (Поместить на наборное полотно букву Д). Д- с высокой крышей дом; в этом доме мы живем. Какие звуки обозначает буква Д? Какие это звуки? Значит, буква Д будет жить на Громкой улице.(Поместить букву Д в дом).

Сделаем букву Д из пальчиков: покажите указательный и средний пальчики на правой руке, остальные пальчики сожмите в кулачок, опустите вниз и разведите в стороны, вот так сделайте перекладину из указательного пальца левой руки и соедините пальчики. Какая у нас получилась буква? Выложите эту букву на ковриках Воскобовича. Напишите ее в тетради.

12. Что нарисовано на картинке? (Дом). Какой первый звук в этом слове, какой квадрат нужно положить, почему? (Аналогично с каждым звуком). Сколько всего звуков в слове «дом», сколько гласных звуков, сколько согласных звуков? Выложите из букв это слово, прочитайте его. Уберите квадраты.

13. Что у меня в руках? (Волшебная палочка). Она загорится, и вы превратитесь в волшебников. Превратите слово «дом» в слово «дым». Как вы превратили? Прочитай слово. Превратите слово «дым» в слово «дам». Как вы его превратили? Прочитай. Превратите слово «дам» в слово «дама». Как вы превратили? Прочитай слово. Волшебная палочка погасла, и вы стали детьми.

14. В доме живет мальчик, его зовут Дима. Составим схему этого слова. Работаем самостоятельно, а Старичок- Звуковичок смотрит. (Дети составляют схему). Назови первый звук в слове, какой это звук? Назови последний звук в слове, какой это звук? Сколько гласных звуков в слове, назови их. Назови согласный твердый, согласный мягкий звук.

15.Что обозначает слово «Дима»? (Это имя мальчика). Запомните правило: первая буква в именах людей всегда большая или можно еще сказать заглавная. … иди к доске и выложи это слово из букв. … прочитай слово. Откройте тетради и запишите слово Дима. Помните про правило.

16. Прочитайте это слово. Слово ДОМ. Перепишите его в тетрадь.

17. Итог занятия.


После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

4. Повтори чистоговорки.

Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Друзья познаются в беде.

Дружба в делах помощница.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Жизнь дана на добрые дела.

6. Повтори скороговорки.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,

День - деньской кору дробит.

Дарья дарит Дине дыни.

7. Повтори загадки.

Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Не живая - а идет,

Неподвижна - а ведет.

(Дорога)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь)

8. Выучи стихотворения.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(А. Кондратьев)

Доброгопути

Нам желают:

Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему - нибудь.

(Е. Благинина)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.

Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?

И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.

Учёт структуры дефекта, компенсаторных возможностей, максимальная ориентация на ведущую игровую деятельность позволяют наиболее эффективно использовать и развивать у детей с ОНР потенциально сохранные психические звенья, такие как, зрительное восприятие и память, пространственные представления, конструктивная деятельность, инициативность.

Коррекционную работу по развитию фонетико-фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи провожу по аналитико-синтетической системе с использованием основ звукового метода Д.Б. Эльконина и самостоятельно разработанных игровых способов успешного коррекционного обучения.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки [Д], [Дь]. Буква «Д, д»

Цель.

  • Развивать у детей навыки анализа и синтеза речевых единиц.

Образовательные задачи:

  • уточнять артикуляционный уклад звука [Д], его характеристику при узнавании звуков по словесному описанию;
  • закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения при образовании уменьшительной формы слова «дом» и при образовании имени прилагательного «музыкальный» от имени существительного «музыка»;
  • закреплять у детей навык звуко-слогового анализа слова «домик» при работе с индивидуально-раздаточным материалом;
  • продолжать закреплять у детей навыки чтения слогов и слов в дидактических играх «Музыкальный домик», «Составь цветок!».

Коррекционные задачи :

  • развивать у детей темпо-ритмические компоненты, мелодику речи, плавный длительный речевой выдох при пропевании слогов на мотив хорошо знакомой песни;
  • продолжать развивать у детей мышление при отгадывании загадок.

Воспитательные задачи:

  • продолжать воспитывать у детей интерес и желание заниматься.

Оборудование:

  • Дюймовочка (персонаж на занятии);
  • корзинка с лепестками для поощрения детей;
  • индивидуально – раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов;
  • авторское демонстрационное наглядное пособие «Музыкальный домик» для хоровой фонации звуков [Д], [Дь] между гласными.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие детей. Сосредоточить их внимание на готовности к занятию.

II. Работа по теме: Звуки [Д], [Дь]. Буква «Д, д».

1. Постановка цели занятия.

У нас на занятии гостья… Вы её не заметили?! Она крохотная и живёт в бутоне цветка.

Кто догадался, как её зовут? Это — Дюймовочка!

Здравствуйте, ребята! Я хочу посмотреть, как вы работаете на занятии. Каждому из вас я приготовила по белому лепестку за правильный ответ. Целая корзина белых лепестков, смотрите!!! (Корзина с белыми лепестками, Дюймовочка на фланелеграфе)

В конце занятия мы посчитаем ваши лепестки и узнаем, кто отлично занимался, правильно отвечал, кто очень-очень старался!!!

2. Сообщение темы занятия.

Какая буква, какие звуки «дежурят» у нас сегодня на занятии? Давайте узнаем поскорее!

А. Узнавание букв по описанию их элементов и по их краткой характеристике.

Слов-то мы прочитаем, но буквы скрыты от наших глаз! Давайте угадаем буквы!

Последняя буква состоит из четырёх элементов. Когда мы называем эту букву, получается звук согласный, звонкий, твёрдый, его произносят губами! («М»).

Вторая буква в слове состоит из одного элемента. Когда называем эту букву, губы похожи на «овал» («О»).

Когда называем первую букву в этом слове, получается согласный, звонкий, твёрдый звук. Мы произносим этот звук языком: кончик язычка «барабанит» за верхними зубами! («Д»)

Дети читают слово «дом».

Итог. Дюймовочка хвалит нас: «Молодцы вы, ребята! Правильно назвали все буквы.

И слово прочитали правильно!»!

Б. Сообщение темы занятия через выделение первого согласного звука в слове.

Какой звук звучит в начале слова «дом»?

Какой звук звучит в начале имени «Дюймовочка»?

Какая буква первая в этом слове?

Сегодня на занятии мы будем учить звуки [Д], [Дь] и читать слоги, слова с буквой «Д, д».

3. Словоизменение слова «дом» и анализ слова «домик».

Большой – дом, а как сказать, если маленький? (Домик)

Индивидуальная работа детей: составление звуко – слоговой схемы слова «домик». Предварительный устный анализ слова:

Сколько слогов в слове «домик»?

Почему? (Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов)

Два гласных звука. Дети называют их по-порядку: [О[, [И].

Какой согласный звук в первом слоге перед [О] ? (Звук [Д] — твёрдый, берём синий квадратик)

Какой согласный звук во втором слоге перед [И]? (Звук [Мь] — мягкий, берём зелёный квадратик)

Какой согласный звук во втором слоге после [И]? (Звук [К] — твёрдый, берём синий квадратик)

Итог. Все правильно выполнили задание? Проверим, правильно ли составила схему слова «домик» наша крохотная гостья Дюймовочка! (Образец на фланелеграфе)

Физкультминутка.

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому!

4. Хоровая фонация звуков [Д], [Дь] между гласными нараспев.

А. Постановка задачи. Вот и мы дошли до необычного домика. Чем же он необычен, узнаем, когда прочитаем на крыше название домика!

Б. Отгадывание загадок и выделение первого звука из слов – отгадок.

Первая буква. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице! (Морковь)

Последняя буква. Стоит на крыше, всех труб выше. (Антенна)

Вторая буква. Кто на себе свой домик возит? (Улитка)

Третья буква. Это что за зверь лесной, — встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы – уши выше головы? (Заяц)

Пятая буква. Усатенький, мохнатенький, как есть начнёт, так песенку поёт! (Кот)

Четвёртая буква. Эта буква ходит с палочкой, увы! (Ы)

Итог. Дети читают, открывшееся на крыше слово « музыка». Наш домик необычный, потому что в нём живёт музыка! Если в доме живёт музыка, значит он какой? (Музыкальный домик)

5. Хоровое чтение – пропевание слогов (В окошечках домика на мотив любой хорошо знакомой всем детям песенки)

Прочитаем и споём хором нашу любимую песенку!

Дети хором протяжно, на мотив песни «Ёлочка» поют слоги в окошечках домика:

АДА — АДО – АДЫ – АДУ — АДИ

ОДО – ОДА – ОДЫ – ОДУ

ОДИ – УДА – УДО – УДЫ

УДУ – УДИ – ИДА – ИДО – ИДИ….

Итог. Какая буква была в каждом окошечке? («Д») Назовите слоги, в которых звучал звук <Дь>? Что можно составить из слогов? (Слова)

6. Чтение слов.

Прочитаем слова, составим из лепестков цветы и подарим Дюймовочке!

Дети составляют на фланелеграфе цветы из лепестков, подставляя их к сердцевинке, читают на лепестках слова.

Что читали на лепестках? Дюймовочке очень понравились наши красивые цветы и то, как вы читали слова. Молодцы, ребята!

III. Итог занятия.

Дюймовочке понравилось заниматься с вами, ребята! Давайте посмотрим, кто из вас очень хорошо работал, — посчитаем лепесточки, которые дарила Дюймовочка за правильные ответы!

Оценивается деятельность детей, подводится итог.

Лариса Ивановна Дереча,
учитель-логопед
Казённого образовательного учреждения Омской области
«Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад «301″.
Дошкольный инклюзивный центр «АБВГДейка»