Ванна

Жилищная инфраструктура муниципальных образований. Жилищная инфраструктура муниципальных образований Характеристика текущего состояния сферы физической культуры и спорта

К программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Требования
к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1050)

1. Настоящие требования определяют состав и содержание программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, включающих в себя объекты местного значения поселения, городского округа в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры (далее - соответственно программа, объекты социальной инфраструктуры поселения, городского округа).

2. Программа устанавливает перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития поселения, городского округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры.

3. Программа обеспечивает:

а) безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа;

б) доступность объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа для населения поселения, городского округа в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа;

в) сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры поселения, городского округа;

г) достижение расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1

д) эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры.

4. В случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то программа в отношении такого сельского поселения подлежит разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района.

Органы местного самоуправления сельских поселений могут осуществлять разработку и утверждение программ в случае, если соответствующие вопросы местного значения закреплены за такими сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.

5. В случае если представительным органом местного самоуправления сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации принято решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана сельского поселения, то программа в отношении такого сельского поселения не подлежит разработке и утверждению.

6. Программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам.

7. Программа включает в себя:

а) паспорт;

б) характеристику существующего состояния социальной инфраструктуры;

в) перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей;

г) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа;

д) целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры);

е) оценку эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа;

ж) предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы.

8. Паспорт программы содержит следующую информацию:

наименование программы;

основание для разработки программы;

наименование заказчика и разработчиков программы, их местонахождение;

цели и задачи программы;

целевые показатели (индикаторы) обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры;

укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры;

срок и этапы реализации программы;

объемы и источники финансирования программы;

ожидаемые результаты реализации программы.

9. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры включает:

а) описание социально-экономического состояния поселения, городского округа, сведения о градостроительной деятельности на территории поселения, городского округа;

б) технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, сложившийся уровень обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований;

в) прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры (в соответствии с прогнозом изменения численности и половозрастного состава населения) в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, с учетом объема планируемого жилищного строительства в соответствии с выданными разрешениями на строительство и прогнозируемого выбытия из эксплуатации объектов социальной инфраструктуры;

г) оценку нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

10. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа учитывает планируемые мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры федерального значения, регионального значения, местного значения муниципальных районов, а также мероприятий, реализация которых предусмотрена по иным основаниям за счет внебюджетных источников.

11. Оценка объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа включает укрупненную оценку необходимых инвестиций с разбивкой по видам объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, целям и задачам программы, источникам финансирования, включая средства бюджетов всех уровней и внебюджетные средства.

12. Оценка эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа включает оценку социально-экономической эффективности и соответствия нормативам градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа, в том числе с разбивкой по видам объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, целям и задачам программы.

13. Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются в целях обеспечения возможности реализации предлагаемых в составе программы мероприятий (инвестиционных проектов).

Ключевым документом, регламентирующим порядок разработки программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, является Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов" – далее Требования к программе № 1050. На основании имеющегося у экспертов опыта разработки программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений был составлен рейтинг моментов, на которые нужно обратить внимание, чтобы программа развития социальной инфраструктуры сельского поселения соответствовала действующим требованиям:

1. Срок программы развития социальной инфраструктуры муниципального образования

Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой развития социальной инфраструктуры муниципального образования, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Если на момент разработки программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

НО ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Если на момент разработки программы развития социальной инфраструктуры сельского поселения срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам.

2. Характер мероприятий программы комплексного развития социальной инфраструктуры

Исходя из самого понятия программы комплексного развития социальной инфраструктуры, данного в Градостроительном кодексе РФ, очевидно, что в программу мероприятий по развитию социальной инфраструктуры могут быть включены только мероприятия по новому строительству, реконструкции и модернизации объектов социальной сферы .

Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

Модернизация здания - комплекс мероприятий, предусматривающий обновление функционально устаревшего планировочного решения существующего здания, используемых материалов и его инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к эксплуатационным параметрам зданий.

Мероприятия по капитальному ремонту или мероприятия, направленные на текущее обеспечение деятельности учреждений социальной сферы НЕ включаются в программы комплексного развития социальной инфраструктуры

Примеры наименования мероприятий поселений и городских округов

3. Описание места положения объектов социальной инфраструктуры

Описание места положения объекта необходимо как в отношении существующих объектов социальной инфраструктуры муниципального образования, так в отношении новых объектов, которые планируется построить и ввести в эксплуатацию в рамках реализации программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

4. Расчет финансовых потребностей Программы социальной инфраструктуры

Эксперты ООО «ЛЕКС-Консалтинг» при разработке программ комплексного развития социальной инфраструктуры учитывают инфляционные риски. Так, при расчете стоимости мероприятий на момент разработки программы развития социальной инфраструктуры муниципального образования применяются сметные базы и нормативы. А для перевода текущих цен в цены, соответствующие периоду реализации мероприятий, эксперты определяют:

4.1. График реализации мероприятий. Учитывая что объектами социальной инфраструктуры являются учреждения, важно определить когда будет проводиться конкурс на отбор подрядной организации для выполнения работ по реконструкции, модернизации и (или) новому строительству;
4.2. Определив год (квартал соответствующего года) реализации мероприятий программы, разработчики программы развития социальной инфраструктуры применяют соответствующие индексы-дефляторы, утвержденные Министерством экономического развития России на 2017-2019 гг. и долгосрочный период до 2030 г.

Приведем пример: в ценах 2016 г. стоимость строительства спортивного комплекса на 300 мест с плавательным бассейном и плоскостным сооружением составляет 508,80 млн. руб. (без НДС), но учитывая, что реализация мероприятия запланирована на 2019-2023 гг. (проектные и изыскательские работы, 3 очереди строительства) стоимость мероприятия составит 769,40 млн. руб. (без НДС).

5. Срок разработки Программы развития социальной инфраструктуры муниципального образования

В соответствии с внесенными Федеральным законом № 456-ФЗ от 29.12.2014 в Градостроительный кодекс РФ изменениями органы местного самоуправления обязаны были утвердить программу комплексного развития социальной инфраструктуры до 01 апреля 2016 года

6. Оценка соответствия социальной инфраструктуры поселения местным нормативам градостроительного проектирования

Зачастую в Программах комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения отсутствует оценка социально-экономической эффективности и соответствия нормативам градостроительного проектирования. Пример оценки соответствия социальной инфраструктуры нормативам градостроительного проектирования в сфере здравоохранения приведен ниже:

Наименование расчетного показателя объекта местного значения, единица измерения

Значение расчетного показателя объекта местного значения (норматив), единица измерения

Значение нормативного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности объектами на 2016 г.

Пропускная способность объектов социальной инфраструктуры в муниципальном образовании (факт)

Вывод по результатам оценки соответствия нормативам градостроитель-ного проектирования

В области здравоохранения

Лечебно-профилактические медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях

уровень обеспеченности, посещение в смену

181,5 на 10 тыс. чел.

Соответствие

размер земельного участка, га/посещений в смену

0,1 на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га для отдельно стоящего здания

год ввода в эксплуатацию

год последнего капитального ремонта


7. Взаимосвязанность документов территориального планирования, перспективных планов, программ

По результатам разработки Программы комплексного развития объектов социальной инфраструктуры ВАЖНО учесть новые (реконструированные) объекты при планировании инженерной инфраструктуры – транспортной (в программах комплексного развития транспортной инфраструктуры), коммунальной (схемы ресурсоснабжения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, поставщиков коммунальных ресурсов), при построении кадровой политики и т.д.

8. Обеспечение финансированием мероприятий Программы социальной инфраструктуры

Источниками финансирования мероприятий Программы социальной инфраструктуры муниципального образования могут быть средства бюджетов всех уровней и внебюджетные средства. При оценке возможности использования в качестве источников финансирования бюджетных средств важно оценить дефицит (профицит) бюджета, текущие обязательства муниципального образования, спрогнозировать доходы и расходы бюджета муниципального образования, промониторить возможность получение безвозмездных поступлений из других бюджетов, государственные программы в сфере образования, здравоохранения, культуры, массового спорта.

При планировании в качестве источников финансирования внебюджетных средств важно оценить инвестиционную привлекательность муниципального образования в целом и социальной сферы в частности.

9. Рекомендации по совершенствованию нормативной базы

Одним из обязательных Разделов Программы комплексного развития систем социальной инфраструктуры является пункт «Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения». Часто ему не уделяют должного внимания, что является ошибкой, которая ведет к тому, что предложенные в Программе инструменты не получают дальнейшего хода и Программа по итогам не работает.

10. Границы поселений

В первом пункте Требований к Программе № 1050 определены области, в отношении которых разрабатывается Программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, этот перечень является закрытым и включает в себя:

  1. Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
  2. Здравоохранение - система охраны здоровья граждан в стране. В нее включаются организации, учреждения, предприятия, ассоциации, научные общества, специалисты и других хозяйственных субъектов, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы деятельности. Их деятельность должна быть связана с производством, обеспечением, контролем качества, реализацией лекарственных средств, медицинской техники, медицинских услуг, проведением работ по предупреждению заболеваний, организацией и управлением процессами и финансами в сфере охраны здоровья граждан, образованием медицинских работников на додипломном и последипломном уровне;
  3. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;
  4. Массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
  5. Культура - совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.).

РЯЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД РЯЗАНЬ НА 2016 - 2020 ГОДЫ

Думы от 27.10.2016 N 464-II)

Рассмотрев обращение главы администрации города Рязани от 18.03.2016 N 03/1/1/2-05/477-Ин, руководствуясь ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации , Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов" , Уставом муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области , Рязанская городская Дума решила:

1. Утвердить Программу комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования - городской округ город Рязань на 2016 - 2020 годы согласно приложению к настоящему решению.

2. Настоящее решение вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

3. Разместить настоящее решение на официальном сайте Рязанской городской Думы в сети Интернет.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по градостроительной деятельности и городскому хозяйству Рязанской городской Думы (Савичев А.В.) и комитет по бюджету и налогам Рязанской городской Думы (Трушина Г.В.).

Глава муниципального образования,
председатель Рязанской городской Думы
В.В.ФРОЛОВ

Приложение. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД РЯЗАНЬ НА 2016 - 2020 ГОДЫ

(в редакции Решения Рязанской городской Думы от 27.10.2016 N 464-II)

ПАСПОРТ программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования - городской округ город Рязань на 2016 - 2020 годы

Наименование программы

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования - городской округ город Рязань на 2016 - 2020 годы (далее - программа)

Основание для разработки программы

Федеральный закон от 24.12.2014 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Наименование заказчика и разработчика программы, их местонахождение

Администрация города Рязани, г. Рязань, ул. Радищева, д. 28,
управление капитального строительства администрации города Рязани (далее - УКС), г. Рязань, ул. Введенская, д. 107

Цель программы

Обеспечение сбалансированного, перспективного развития социальной инфраструктуры города Рязани в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры городского округа

Задача программы

Обеспечение населения города Рязани объектами социальной инфраструктуры (физической культуры и спорта, культуры, образования, здравоохранения) в шаговой доступности, в том числе доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Целевые показатели (индикаторы) программы




4. Введение в эксплуатацию медицинских организаций государственной системы здравоохранения

Укрупненное описание запланированных мероприятий

Строительство новых и реконструкция существующих, ввод в эксплуатацию объектов образования, физической культуры и спорта, культуры и других объектов областной и муниципальной собственности в соответствии с требованиями государственных стандартов, социальных норм и нормативов.
Разработка проектной документации для строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности

Сроки и этапы реализации программы

2016 - 2020 годы.
Программа реализуется в 1 этап

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования программы составляет 6715040,13 тыс. рублей,

2016 г. - 559485,73 тыс. рублей,
2017 г. - 1931055,90 тыс. рублей,
2018 г. - 2181000,00 тыс. рублей,
2019 г. - 1520000,00 тыс. рублей,

из них по источникам финансирования:
средства федерального бюджета, всего - 4164057,50 тыс. рублей,
в том числе по годам реализации:
2016 г. - 364057,50 тыс. рублей,
2017 г. - 1200000,00 тыс. рублей,
2018 г. - 1600000,00 тыс. рублей,
2019 г. - 1000000,00 тыс. рублей,
2020 г. - 0,00 тыс. рублей;
средства областного бюджета, всего - 2344182,63 тыс. рублей,
в том числе по годам реализации:
2016 г. - 188628,23 тыс. рублей,
2017 г. - 631055,90 тыс. рублей,
2018 г. - 481000,00 тыс. рублей,
2019 г. - 520000,00 тыс. рублей,
2020 г. - 523498,50 тыс. рублей;
средства бюджета города Рязани, всего - 206800,0 тыс. рублей,
в том числе по годам реализации:
2016 г. - 6800,00 тыс. рублей,
2017 г. - 100000,00 тыс. рублей,
2018 г. - 100000,0 тыс. рублей,
2019 г. - 0,00 тыс. рублей,
2020 г. - 0,00 тыс. рублей

Думы от 27.10.2016 N 464-II)

Ожидаемые результаты реализации программы

Успешная реализация мероприятий программы позволит к 2020 году обеспечить следующие результаты:



- введение в эксплуатацию медицинских организаций государственной системы здравоохранения на 708 коек

1. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры

Социальное развитие города Рязани

Повышение качества жизни населения является одной из основных задач социально-экономического развития города Рязани. Создание благоприятных условий жизнедеятельности требует дальнейшего развития социальной инфраструктуры в городе Рязани.

В 2010 - 2014 годах на реализацию мероприятий в рамках долгосрочной целевой программы "Социальное развитие населенных пунктов в 2010 - 2014 годах" государственной программы Рязанской области "Социальное развитие населенных пунктов в 2014 - 2016 годах" были выделены средства из областного бюджета в размере 6,9 млрд. рублей.

В 2010 - 2014 годах в городе Рязани за счет средств областного бюджета с привлечением средств из федерального бюджета, а также бюджета города Рязани введены в эксплуатацию:

В сфере здравоохранения - областной перинатальный центр на 130 коек и 100 посещений в смену;

В сфере культуры - пристройка к областной библиотеке им. Горького (749,7 тыс. ед. хранения), музыкальный театр (244 места), памятник Герою Советского Союза генералу армии В.Ф.Маргелову, реконструирован мемориальный комплекс "Монумент Победы", другие объекты.

Концентрация бюджетных средств на объектах с высокой строительной готовностью позволила сократить количество незавершенных строительством объектов.

Вместе с тем, необходимо строительство новых социальных объектов и реконструкция существующих зданий.

Характеристика текущего состояния сферы физической культуры и спорта

В настоящее время численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в городе, - 160329 человек, что составляет 32,14% от населения города в возрасте от 3 до 79 лет (увеличение составило 1,8% в сравнении с 2013 годом).

В городе функционирует 13 муниципальных учреждений физической культуры и спорта.

Дополнительным образованием физкультурно-спортивной направленности (спортивными школами) охвачено 12580 обучающихся.

За 2014 год подготовлено 5623 разрядника, из них 2 заслуженных мастера спорта России, 4 мастера спорта международного класса, 39 мастеров спорта, 405 кандидатов в мастера спорта, 751 спортсмен 1 разряда и 4442 спортсмена массовых разрядов.

В городе Рязани 304 муниципальных спортивных сооружения, в том числе: 2 стадиона, 122 плоскостных спортсооружения, 84 спортивных зала, 1 легкоатлетический манеж, 5 плавательных бассейнов, 5 сооружений для стрелковых видов спорта и другие спортсооружения.

В современных условиях благополучное функционирование отрасли зависит от развития ее инфраструктуры, материально-технической базы, состояние которой вызывает серьезную обеспокоенность. Требуется обновление и модернизация спортивного инвентаря и оборудования. Практически все учреждения физической культуры и спорта требуют капитального ремонта.

Основными проблемами в области физической культуры и спорта в городе Рязани в настоящее время являются:

1. Недостаточный интерес к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части населения. Здоровый образ жизни не стал нормой для большинства горожан.

2. Низкая обеспеченность населения города Рязани спортивными сооружениями.

3. Потребность в высококвалифицированных тренерских и инструкторских кадрах и создание условий для их подготовки и повышения квалификации.

4. Низкий уровень оснащенности специалистов, работающих в области физической культуры и спорта, передовыми высокоэффективными средствами и методами.

В целях привлечения населения города к регулярным занятиям физической культурой и спортом, возможности проведения учебно-тренировочного процесса на высоком профессиональном уровне, а также проведения спортивных мероприятий необходимо расширение сети физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных залов, площадок по месту жительства, других спортивных сооружений.

Для развития в городе инфраструктуры физической культуры и спорта необходимо строительство спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения и (или) включенным в реестр типовой проектной документации, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство этих объектов. Для подготовки спортсменов и спортивных команд к соревнованиям самого высокого уровня необходимо строительство центра единоборств в г. Рязани.

Характеристика текущего состояния сферы культуры города Рязани

В городе функционируют учреждения дополнительного образования в сфере культуры: 12 муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования (3 музыкальные школы, 7 школ искусств, художественная школа, музыкальная хоровая школа); 3 муниципальных бюджетных учреждения культурно-досугового типа; 1 муниципальное автономное учреждение культурно-досугового типа; 2 муниципальных музея; 2 муниципальные библиотечные системы, включающие 25 библиотек.

В городе Рязани сложилась система развития социально-культурной работы с населением по месту жительства, которая охватывает представителей различных поколений. Ежегодно территориальными управлениями - префектурами районов администрации города Рязани проводится более 90 культурно-досуговых мероприятий для населения по месту жительства с общим числом участников более 10 тысяч человек.

Большой популярностью у населения пользуется организация досуга детей, подростков и молодежи, не имеющих возможности уехать из города в летний период.

Учитывая запросы потенциальной или реальной аудитории, положив в основу всей сегодняшней деятельности учреждений сферы культуры поиск и удовлетворение потребностей отдельных граждан или социальных групп, назрела необходимость постепенной трансформации культурно-досуговой деятельности в индустрию досуга, уделяя особое внимание молодежному досугу как общественно осознанной необходимости.

Укрепление материально-технической базы учреждений культуры - фактор создания условий для творческого развития.

Характеристика текущего состояния сферы образования города Рязани

Одним из условий успешности социально-экономического развития города Рязани и повышения благосостояния населения является обеспечение доступности качественного образования в соответствии с современными потребностями общества и каждого гражданина.

По состоянию на 1 сентября 2015 года муниципальная система образования представлена 200 учреждениями: 111 детскими садами, 68 школами, 17 учреждениями дополнительного образования, 1 учреждением культуры, 3 учреждениями сопровождения образования, в которых обучается свыше 68 тысяч детей.

Услугами дополнительного образования охвачено 84% детей города Рязани в возрасте от 5 до 18 лет, из них около 50% обучаются в подведомственных управлению образования и молодежной политики администрации города Рязани учреждениях дополнительного образования. Учащиеся имеют возможность выбора дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей.

В период реализации программы необходимость повышения эффективности всех мероприятий, проводимых в сферах образования, воспитания и молодежной политики, определяют демографические тенденции. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области, до 2020 года прогнозируется рост численности детей школьного возраста на 10% (свыше 700 человек ежегодно). Помимо этого, несмотря на положительные тенденции, существует ряд проблем, сформировавшихся за последние годы и сдерживающих дальнейшее развитие сферы образования:

1. Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточный объем предложения услуг для детей раннего возраста.

2. Несоответствие темпов обновления материально-технической базы образовательных учреждений требованиям к реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Характеристика текущего состояния сферы здравоохранения города Рязани

Нерешенными остаются проблемы в сфере здравоохранения.

Существующее здание больницы скорой медицинской помощи в г. Рязани размещено в приспособленном здании, которое не соответствует современным стандартам. Строительство комплекса зданий городской клинической больницы скорой медицинской помощи на 540 коек в г. Рязани и стационарного лечебного корпуса на 168 коек больницы им. Н.А.Семашко позволит повысить качество и доступность оказания экстренной медицинской помощи населению.

Адресная инвестиционная программа

Непременным условием устойчивого развития города, способствующим улучшению жизни населения, является развитие и совершенствование социальной сферы, в том числе за счет строительства и реконструкции крупных социально значимых для города объектов.

В городе Рязани одним из приоритетных направлений деятельности является укрепление материально-технической базы объектов социальной сферы и коммунальной инфраструктуры.

Для решения вышеперечисленных проблем требуется участие и взаимодействие органов исполнительной власти, участников строительного процесса, достаточное и стабильное финансирование с привлечением источников финансирования всех уровней, для чего была принята ведомственная целевая программа "Адресная инвестиционная программа города Рязани на 2014 - 2016 годы".

С целью развития и укрепления материально-технической базы образовательных учреждений, спортивных сооружений, учреждений культуры и здравоохранения, с учетом реальных возможностей бюджета города Рязани, а также исходя из состояния материально-технической базы социальной инфраструктуры города определены первоочередные объекты капитального строительства, финансирование которых необходимо осуществить в 2014 - 2016 годах.

В перечень объектов включены объекты незавершенного строительства, финансирование строительства и реконструкции которых до 2014 года осуществлялось в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Адресная инвестиционная программа города Рязани на 2011 - 2013 годы".

2. Перечень мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры

Информация о мероприятиях по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры города Рязани представлена в таблице N 1 приложения к программе.

3. Оценка объемов и источников финансирования мероприятий программы

Осуществление финансирования мероприятий программы предусмотрено в рамках муниципальной программы "Развитие образования в городе Рязани" на 2016 - 2020 годы, утвержденной Постановлением администрации города Рязани от 29.09.2015 N 4547 , ведомственной целевой программы "Адресная инвестиционная программа города Рязани на 2014 - 2016 годы", утвержденной Постановлением администрации города Рязани от 22.08.2013 N 3448 , государственной программы Рязанской области "Социальное и экономическое развитие населенных пунктов в 2015 - 2020 годах", утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 312 .

Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленные сроки после принятия бюджетов всех уровней на очередной финансовый год и плановый период.

4. Целевые индикаторы программы

Целью программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования - городской округ город Рязань на 2016 - 2020 годы является обеспечение сбалансированного, перспективного развития социальной инфраструктуры города Рязани в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры городского округа. Достижение цели и решение задачи программы оценивается 4 целевыми показателями (индикаторами) программы.

1. Количество мест в образовательных учреждениях, созданных за счет строительства, реконструкции и внутреннего резерва помещений.

2. Доля населения в возрасте от 3 до 79 лет, систематически занимающегося физкультурой и спортом.

3. Доля детей от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в учреждениях сферы культуры.

4. Введение в эксплуатацию медицинских организаций государственной системы здравоохранения.

Планируемые значения целевых индикаторов программы по годам реализации представлены в таблице N 2 приложения к программе.

5. Оценка эффективности мероприятий программы

Успешная реализация программы позволит к 2020 году обеспечить следующие результаты:

Увеличение доли населения в возрасте от 3 до 79 лет, систематически занимающегося физкультурой и спортом, до 40%;

Увеличение доли детей от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в учреждениях сферы культуры, до 15%;

Увеличение количества мест в образовательных учреждениях, созданных за счет строительства, реконструкции и внутреннего резерва помещений, до 300;

Введение в эксплуатацию медицинских организаций государственной системы здравоохранения на 708 коек.

6. Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры

В связи с окончанием в 2020 году срока реализации Генерального плана города Рязани, утвержденного решением Рязанского городского Совета от 30.11.2006 N 794-III , необходима разработка нового Генерального плана города Рязани с одновременной разработкой Правил землепользования и застройки в городе Рязани. Разработку необходимо осуществить в 2017 - 2018 годах.

Приложение
к Программе
комплексного развития социальной
инфраструктуры муниципального
образования - городской округ
город Рязань на 2016 - 2020 годы

(в редакции Решения Рязанской городской Думы от 27.10.2016 N 464-II)

Приложение. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Таблица N 1

Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задачи

Главные распорядители

Исполнители

Источник финансирования

Объемы финансирования, тыс. руб.

Ожидаемый результат

в том числе по годам

Строительство (реконструкция) объектов, разработка проектной документации в сфере физической культуры и спорта

федеральный бюджет

Увеличение доли населения в возрасте от 3 до 79 лет, систематически занимающегося физкультурой и спортом, до 40%

областной бюджет

Разработка проектной документации на строительство объекта "Крытый футбольный манеж в г. Рязани, I, II этапы"

Минстрой РО <*>

Минстрой РО

областной бюджет

Строительство объекта "Крытый футбольный манеж в г. Рязани, I, II этапы"

Минстрой РО

Минстрой РО

федеральный бюджет

областной бюджет

Закупка комплекта искусственного покрытия для футбольного поля для ГАУ ДО СДЮСШОР "Олимпиец", адрес: г. Рязань, ул. Маяковского, д. 46

Минспорт РО

федеральный бюджет

областной бюджет

Строительство объекта "Центр единоборств в г. Рязани"

Минстрой РО

Минстрой РО

федеральный бюджет

областной бюджет

Строительство (реконструкция) объектов, разработка проектной документации в сфере культуры

федеральный бюджет

Увеличение доли детей от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в учреждениях сферы культуры, до 15%

областной бюджет

бюджет города Рязани

Разработка проектной документации "Реконструкция и модернизация хозяйственной части здания ГАУК "Рязанский государственный театр для детей и молодежи" по адресу: г. Рязань, ул. Соборная, дом 16"

Минстрой
РО

Минстрой РО

областной бюджет

Реконструкция и модернизация хозяйственной части здания ГАУК "Рязанский государственный театр для детей и молодежи" по адресу: г. Рязань, ул. Соборная, дом 16

Минкультуры РО

федеральный
бюджет

областной бюджет

Реставрация и приспособление для современного использования объекта культурного наследия по адресу: г. Рязань, ул. Вознесенская, 64 "Дом, где жил и умер исследователь Аляски Л.А.Загоскин"

бюджет города Рязани

Разработка проектной документации "Реконструкция здания ГБУК РО "Библиотека им. Горького" (3-й этаж) по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, 52"

Минкультуры РО

областной бюджет

Реконструкция здания ГБУК РО "Библиотека им. Горького" (3-й этаж) по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, 52

Минкультуры РО

областной бюджет

(п. 2 в ред. Решения Рязанской городской Думы от 27.10.2016 N 464-II)

Строительство (реконструкция) объектов, разработка проектной документации в сфере образования

бюджет города Рязани

Увеличение количества мест в образовательных учреждениях, созданных за счет строительства, реконструкции и внутреннего резерва помещений, до 300

Строительство детского сада в микрорайоне ДПР-7,7 А

бюджет города Рязани

Проектирование детского дошкольного учреждения (строительный N 2) на 250 мест по адресу: г. Рязань, микрорайон Братиславский

бюджет города Рязани

Строительство детского дошкольного учреждения (строительный N 2) на 250 мест по адресу: г. Рязань, микрорайон Братиславский

бюджет города Рязани

Проектирование реконструкции детского сада N 147 по Касимовскому шоссе, д. 50а

бюджет города Рязани

Проектирование общеобразовательной школы на 1100 мест в микрорайоне ДПР-5,5А

бюджет города Рязани

Газификация МБОУ ДОД "ДООЦ "Сказка" в микрорайоне Солотча

бюджет города Рязани

Строительство (реконструкция) объектов, разработка проектной документации в сфере здравоохранения

федеральный бюджет

Введение в эксплуатацию медицинских организаций государственной системы здравоохранения на 708 коек

областной бюджет

Строительство объекта "Комплекс зданий городской клинической больницы скорой медицинской помощи на 540 коек в г. Рязани"

Минстрой области

Минстрой области

федеральный бюджет

областной бюджет

Разработка проектной документации на строительство объекта "Стационарный лечебный корпус на 168 коек ГБУ РО "Клиническая больница им. Н.А.Семашко"

Минстрой РО

Минстрой РО

областной бюджет

Строительство объекта "Стационарный лечебный корпус на 168 коек ГБУ РО "Клиническая больница им. Н.А.Семашко"

Минстрой РО

Минстрой РО

федеральный бюджет

областной бюджет

федеральный бюджет

областной бюджет

бюджет города Рязани

(в ред. Решения Рязанской городской Думы от 27.10.2016 N 464-II)

________________

Минстрой РО <*> - Министерство строительного комплекса Рязанской области;

Минкультуры РО <*> - Министерство культуры и туризма Рязанской области;

ГАУ <*> - ГАУ ДО СДЮСШОР "Олимпиец".

Таблица N 2

СВЕДЕНИЯ О ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ

Целевой показатель (индикатор)

Единица измерения

Базовое значение целевого показателя (индикатора), 2015 г.

Планируемые значения целевых показателей (индикаторов) по годам реализации

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования - городской округ город Рязань

Цель. Обеспечение сбалансированного, перспективного развития социальной инфраструктуры города Рязани в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры городского округа

Задача. Обеспечение населения города Рязани объектами социальной инфраструктуры (физической культуры и спорта, культуры, образования, здравоохранения) в шаговой доступности, в том числе доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Количество мест в образовательных учреждениях, созданных за счет строительства, реконструкции и внутреннего резерва помещений

Доля населения в возрасте от 3 до 79 лет, систематически занимающегося физкультурой и спортом

Доля детей от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в учреждениях сферы культуры

Введение в эксплуатацию медицинских организаций государственной системы здравоохранения (ежегодно)

Заслушав информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина о региональных аспектах социальной политики Правительства Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Цели и приоритетные задачи реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации определены Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13. Результатом реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации в социальной сфере должно стать сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности.

Большую роль в достижении позитивных результатов развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации сыграл Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Как показывает опыт регионов, принятие эффективных мер позволяет минимизировать негативное влияние диспропорции населения по половому и возрастному составу и содействовать сохранению положительных демографических тенденций.

К числу основных приоритетов региональной политики в сфере социально-экономического развития, осуществляемой в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, отнесены создание условий для обеспечения права работников на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение качества жизни населения.

Анализ динамики расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что главной тенденцией за последние 15 лет являются опережающие, по сравнению с расходами общего характера, темпы роста социальных расходов регионов. В результате доля социальных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации увеличилась с 39 процентов в 2000 году до 62 процентов в 2015 году.

В субъектах Российской Федерации в основном обеспечивается рост уровня оплаты труда работников государственных учреждений. На 2017, 2018, 2019 годы бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрены дотации из федерального бюджета на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в размере 40, 50, 50 млрд. рублей соответственно.

Одновременно с повышением заработной платы работников бюджетной сферы на региональном уровне внедряется система независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы. В целях улучшения работы этих организаций принимаются решения по устранению выявленных по результатам независимой оценки недостатков. В течение 2017 года планируется обеспечить независимую оценку качества оказания услуг 30–35 процентами организаций социальной сферы, а за период 2015–2017 годов в систему независимой оценки качества оказания услуг будет включено около 90 процентов организаций социальной сферы.

К региональным аспектам социальной политики Правительства Российской Федерации относится также совершенствование пенсионного обеспечения. Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. В 2017 году отмечается существенное уменьшение объемов иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии. Например, Республика Коми получит 223,6 млн. рублей, или 38,6 процента, в то время как в 2016 году показатель софинансирования за счет федерального бюджета составлял 75 процентов (414,3 млн. рублей).

Тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации находятся в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической и макроэкономической ситуацией в стране, с решением стратегических задач по снижению детской смертности и смертности трудоспособного населения, по улучшению качества здравоохранения и профилактике заболеваемости.

Рост качества жизни населения напрямую связан с его занятостью, что предполагает повышение эффективности государственной политики и качества государственных услуг в сфере содействия занятости населения, в том числе содействие созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой, расширение возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, непосредственно в организации, легализация занятости, совершенствование информирования населения о рынке труда, о возможностях трудоустройства в различных субъектах Российской Федерации.

С этой целью необходимо развитие мобильности трудовых ресурсов и системы непрерывного профессионального образования работников с учетом потребностей экономики, возрождение системы профессиональной ориентации, что в целом будет способствовать и решению проблемы кадрового обеспечения в регионах.

Удовлетворение потребности в профессиональном обучении женщин, воспитывающих детей, позволит создать условия, обеспечивающие их высокую конкурентоспособность на рынке труда и возможность совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Существенными проблемами в Российской Федерации являются сложившиеся региональные диспропорции в качестве жизни граждан.

Значительная территориальная дифференциация отмечается в уровнях занятости населения и оплате труда, что связано с неоднородностью регионов по условиям жизни, социально-экономическому развитию, социально-демографическим характеристикам населения и приводит к оттоку населения в ряде субъектов Российской Федерации.

Так, несмотря на принимаемые государством меры, численность населения на Дальнем Востоке с 2010 по 2016 год сократилась на 4 процента. При этом наиболее привлекательными регионами для внутренней миграции граждан являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Вместе с тем распределение трудовых ресурсов, их качество являются существенными факторами развития регионов, позволяющими снизить территориальную дифференциацию по основным социальным показателям и обеспечить гарантированное Конституцией Российской Федерации равенство прав граждан и равные возможности при их реализации.

Таким образом, обеспечение сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития является одной из первоочередных задач социальной политики.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет :

1. Принять к сведению информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина о региональных аспектах социальной политики Правительства Российской Федерации.

№ 170815–6 «О внесении изменений в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам жилой инфраструктуры);

№ 1017773–6 «О внесении изменений в статью 80 1 Федерального закона „Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (об оказании услуг по посадке инвалидов в пассажирские поезда и высадке их из пассажирских поездов);

№ 1072874–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о расширении направлений использования информационной базы индивидуального (персонифицированного) учета);

№ 17161–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (в части возложения на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов);

№ 27110–7 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“ и статьи 59 и 78 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ (в части формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа).

1) проработать совместно с членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и представителями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопрос о поэтапном повышении до 2020 года минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом региональных особенностей;

2) разработать и утвердить целевые показатели по повышению рождаемости, снижению смертности и миграционному приросту на период до 2020 года по каждому субъекту Российской Федерации;

3) предусмотреть увеличение объемов иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в 2017 году региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам при внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;

4) разработать комплекс мер, направленных на обустройство социальной инфраструктуры территорий с низкой плотностью населения;

5) разработать систему показателей оценки уровня и качества жизни сельского населения, позволяющих оценивать результаты социального развития сельских территорий;

6) поручить Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

активизировать работу по выполнению плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года № 167-р, а также плана мероприятий на 2016–2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 2539-р;

ускорить разработку проекта Национальной стратегии действий в интересах женщин до 2022 года;

рассмотреть вопрос о необходимости законодательного закрепления срока предоставления технического средства реабилитации инвалиду с учетом сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации для заключения государственного контракта на его поставку;

принять меры по усилению контроля за качеством составления индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов в части уточнения рекомендаций по обеспечению техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных особенностей инвалида;

рассмотреть вопрос об увеличении штатной численности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости с 2018 года;

рассмотреть вопрос об обеспечении проведения Федеральной службой по труду и занятости внеплановых проверок соблюдения хозяйствующими субъектами трудового законодательства на основании информации, полученной от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

ускорить разработку плана по повышению уровня занятости инвалидов и совершенствованию контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места, повышению эффективности работы органов службы занятости и созданию условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов;

проводить в целях выявления лучших практик оказания социальных услуг и их распространения ежеквартальное рассмотрение результатов независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы на заседаниях общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

1) разработать региональные планы мероприятий по демографическому развитию, включающие целевые показатели по повышению рождаемости, снижению смертности и миграции до 2020 года, согласовав их с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

2) осуществить комплекс мер по повышению информированности населения о федеральных и региональных мерах по поддержке семей с детьми, прежде всего о мерах в связи с рождением второго и последующих детей;

3) предусмотреть мероприятия по предотвращению возникновения задолженности по заработной плате;

4) принять меры по созданию новых рабочих мест, повышению уровня информирования населения о субъектах Российской Федерации, в которых реализуются региональные программы по повышению мобильности трудовых ресурсов;

5) принять меры, направленные на повышение качества и доступности для граждан государственных услуг в области содействия занятости, включая корректировку действующих программ занятости населения и разработку дополнительных мер поддержки занятости работников, расширение программ их переобучения;

6) развивать рынок арендного жилья различной ценовой категории с целью развития мобильности трудовых ресурсов, в том числе за счет предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий на оплату жилого помещения по договорам коммерческого и некоммерческого найма малоимущим гражданам с детьми, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

7) осуществлять постоянный региональный мониторинг трудоустройства инвалидов, а также их закрепляемости на специально созданных рабочих местах;

8) развивать применение гибких форм занятости и дистанционной занятости молодежи, родителей с малолетними детьми, инвалидов, пожилых людей с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;

9) создавать дополнительные условия для организации самозанятости населения, особенно в сельской местности;

10) продолжить работу по реализации пилотных проектов по апробации и введению в эксплуатацию единой государственной информационной системы социального обеспечения, с тем чтобы с 1 января 2018 года она была полностью введена на всей территории Российской Федерации;

11) активнее внедрять в практику предоставление социальных услуг и государственной социальной помощи на основании социального контракта, увеличив охват малоимущих граждан (семей);

12) расширить перечень мероприятий, направленных на стимулирование активных действий граждан по выходу из трудной жизненной ситуации;

13) оказывать содействие социально ориентированным некоммерческим организациям, включая информационную помощь, в получении статуса исполнителя общественно полезных услуг;

14) продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы с целью привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу социального обслуживания, принимать меры по оказанию им финансовой и иной поддержки;

15) продолжить реализацию мероприятий по снижению очередности в стационарные организации социального обслуживания, в том числе путем создания новых организаций, а также увеличения количества мест в действующих организациях посредством их реконструкции;

16) принять дополнительные меры по повышению доступности информации о возможностях получения услуг организаций социального обслуживания, в том числе путем улучшения условий для использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учитывая при этом, что во многих населенных пунктах доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствует, а также путем размещения материалов о поставщиках социальных услуг в других средствах массовой информации;

17) продолжить реализацию мероприятий по обучению компьютерной грамотности лиц пожилого возраста и инвалидов;

18) развивать систему поддержки отечественных производителей технических средств реабилитации инвалидов, стимулировать организацию новых современных производств товаров и услуг для инвалидов и граждан пожилого возраста.

1) обеспечить безусловное исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», предусмотрев необходимые для этого бюджетные ассигнования;

2) активизировать мероприятия по выявлению фактов и объемов нелегальной занятости;

3) обеспечить полное и своевременное освоение бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидий на реализацию региональных программ в социальной сфере;

4) обеспечить поэтапное повышение показателей доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктуры, предоставляемых населению услуг в соответствии с принятыми «дорожными картами»;

5) не допускать ухудшения материального положения семей, имеющих детей, в том числе при рождении третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет;

6) рассматривать ежеквартально результаты проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы;

7) разработать с учетом результатов независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы и утвердить планы мероприятий, направленные на улучшение работы этих организаций, обеспечить контроль за их реализацией и организовать информирование населения об итогах их выполнения;

8) организовать проведение информационно-разъяснительной работы о независимой оценке качества оказания услуг организациями социальной сферы и возможности участия в ней граждан – потребителей услуг с привлечением средств массовой информации;

9) разработать и утвердить систему поощрения руководителей организаций социальной сферы, деятельность которых высоко оценивается населением;

10) обеспечить завершение в 2018 году мероприятий по ликвидации очередности и повышению доступности социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также по приведению стационарных организаций социального обслуживания в надлежащее состояние.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2018 года.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Нестерова И.А. Жилищная инфраструктура муниципальных образований // Энциклопедия Нестеровых

Сегодня жилищное хозяйство – одна из самых крупных отраслей России. В жилищном секторе сосредоточена почти четверть всех основных фондов государства. Стратегия управления играет решающую роль в развитии жилищного сектора во всем мире, и в частности, в России.

Понятие и цели жилищной политики

Жилищная политика на уровне муниципального управления в России – проблемная сфера, нуждающаяся в реформировании. В это вязи представляется необходимым обратиться к понятию "жилищная политика".

Жилищная политика – это часть социально- экономической политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, результаты социально-экономических потрясений в обществе.

В настоящее время в России жилищная политика реализует систему необходимых для государства и общества мероприятий, а именно:

  • законодательные мероприятия
  • социальные мероприятия
  • организационно-экономические мероприятия
  • архитектурно-строительные мероприятия
  • эксплуатационно-технологические мероприятия
  • иные мероприятия, предназначенные для покрытия потребностей граждан в жилье.
Цель жилищной политики состоит в удовлетворении жилищных и эстетических потребностей жителей, с учетом конституционных, социально-экономических, экологических прав и возможностей, а также культурно исторических предпосылок

Функции жилищной политики :

  • Жилищно-социальная функция . Она включает в себя учет и регулирование жилищной обеспеченности социально уязвимых категорий жителей, удовлетворение спроса граждан, желающих иметь более комфортабельное жилье и способных платить за него;
  • Жилищно-строительная функция направлена на обеспечение сбалансированного спроса и предложения путем содействия новому жилищному строительству;
  • Жилищно-ремонтная функция состоит в отслеживании и ремонте имеющегося жилого фонда, модернизации и реконструкции ветхого и изношенного жилья с сохранением по возможности исторического облика зданий, содействие в ремонте жилья социально уязвимым слоям населения;
  • Жилищно-эксплуатационная и жизнеобеспечивающая функция направлена на обеспечение жителей всеми необходимыми жилищно-коммунальными ресурсами-теплом, газом, светом, водой и т.д;
  • Архитектурно-эстетическая функция имеет своей задачей достижение такого уровня качества жилья и комфортности проживания в городе, который отвечал бы его архитектурному и культурно- историческому стилю, поднятие престижности города его стиля и красоты;
  • Жилищно-правовая функция направлена на обеспечение сбалансированного и необходимого нормативно- правового регулирования всего процесса осуществления жилищной политики.

Как правило, выделяют 3 уровня жилищной политики. Они представлены на рисунке ниже.

Жилищно – коммунальное хозяйство

Жилищная сфера – сложная многоотраслевая производственная система, включающая в себя часть сферы производства и часть сферы услуг, связанные с проектированием, строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией жилищного фонда, его техническим обслуживанием, предоставлением доступных коммунальных и других услуг населению в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан в жилищном фонде любой формы собственности.

Жилищно – коммунальное хозяйство (ЖКХ)-отрасль сферы услуг и важнейшая часть территориальной инфраструктуры, определяющая жизнедеятельность человека, прежде всего, комфортного жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах(городах) .

Жилищный сектор занимает доминирующее положение в отрасли ЖКК. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

  • частный жилищный фонд
  • государственный жилищный фонд
  • муниципальный жилищный фонд
– это непрерывный процесс возобновления жилищного фонда и предотвращение его преждевременного износа с целью сохранения эксплуатационных и потребительских свойств жилищного фонда.

Воспроизводство жилищного фонда включает в себя строительство объектов жилищного фонда, их техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию до полного или сноса задания.

Обеспечение граждан доступным жильем

Обеспечение граждан доступным жильем, удовлетворяющим современным представлением людей о комфортности, является одной из важнейших задач в области жилищной политики.

Доступность жилья – это так называемый индикатор, который не только отражает ход рыночных реформ в жилищной сфере, но и связан с общим течением социально- экономических процессов в обществе и их успешностью .

Индекс доступности жилья рассчитывается как отношение среднерыночной стоимости стандартной квартиры (жилье эконом-класса), площадью 54 м2. к разнице среднегодового дохода семьи из 3 человек (двое взрослых и один ребенок) и прожиточного минимума этой семьи.

В 2017 специалисты из ЦИАН проанализировали средние цены на вторичное жилье и в новостройках, рассчитав при этом, сколько лет необходимо обычной семье из 2 человек, чтобы накопить на квартиру.

Главным условием исследования стало то, что все получаемые средние денежные доходы откладываются на приобретение жилья площадью 49 кв. м в новом доме или же 54 кв. м на вторичном рынке .

В целом среди крупных городов России первое место занял Саратов. В рейтинге городов-миллионников лидирует Челябинск. Рейтинг городов-миллионников представлен ниже.

Индекс доступности жилья в городах-миллионниках за 2017 год.

Индекс доступности жилья на первичном рынке, лет

Индекс доступности жилья на вторичном рынке, лет

Челябинск

Красноярск

Волгоград

Новосибирск

Екатеринбург

Ростов-на-Дону

НижнийНовгород

Санкт-Петербург

Доступность жилья является сложным многогранным индикатором, который не только отражает ход рыночных реформ в жилищной сфере, их социальную направленность, но и связан с общим течением социально-экономических процессов в обществе, их успешностью, учитывает поведение населения на рынке жилья, его ожидания, степень доверия к государственным, муниципальным и коммерческим институтам.

Литература

  1. Комиссарова Л. А. Развитие жилищно-коммунального хозяйства. ЖКХ как фактор устойчивого социально-экономического развития страны // Журнал. Вестник НГИЭИ, 2010
  2. Никитенко Е.В. Анализ уровня доступности жилья // ИНЖЕНЕРНЫЙ ВЕСТНИК ДОНА. Том: 22. № 4-1 (22). 2012г.
  3. Специалисты подсчитали индекс доступности жилья в Саратове // URL: https://sarnovosti.ru/news.php?ID=89428
  4. Аналитика от ЦИАН: Доступность жилья в крупных городах РФ Саратове // [Электроный ресурс] URL: