Для ванной

Историческое развитие общества. Становление и развитие человеческого общества Таблица 12 основные этапы развития общества

1.Терминология

Первобытное общество (также доисторическое общество) - период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX в. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад).Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Для обозначения финальной стадии доисторической эпохи какой-либо культуры, когда сама она ещё не создала своей письменности, но уже упоминается в письменных памятниках других народов, в зарубежной литературе нередко используется термин «проистория» (англ. protohistory, нем. Vorgeschichte). В российской литературе этот термин не прижился.

В марксизме использовался термин первобытнообщинный строй, означавший самую первую общественно-экономическую формацию. По мнению марксистов, все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который они называли «первобытный коммунизм», был единым для всех. От следующих за ним этапов общественного развития первобытнообщинный строй отличался отсутствием частной собственности, классов и государства. Современные исследования первобытного общества опровергают существование подобного устройства как минимум начиная с неолита.

2. Периоды развития первобытного общества

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причем первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность. Третья стадия цивилизация связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и введения рыбной пищи, а высшая ступень дикости - с изобретения лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства, средняя ступень варварства - с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства - с началом использования железа.

Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на каменный век, медный век, бронзовый век и железный век.

Возникновение неолита связывается с неолитической революцией. В это же время на Дальнем Востоке появляются древнейшие находки керамики возрастом около 12000 лет, хотя период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим неолитом. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства («присваивающего») - «производящие» (земледелие, скотоводство), которые позднее распространяются и в Европу. Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный век, халколит или энеолит, без разрыва в культурной преемственности. Последний характеризуется второй производственной революцией, важнейшим признаком которой является появление металлических орудий.Homo sapiens sapiens

А)Каменный век

Ка́менный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

Палеолит:

Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

Неолит - эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Палеолит

Период древнейшей истории человечества, захватывающий временную эпоху с момента выделения человека из животного состояния и появления первобытно-общинного строя до окончательного отступления ледников. Термин был придуман археологом Джоном Либбоком в 1865 году. В палеолите человек начал использовать каменные орудия в своей повседневной жизни. Каменный век охватывает большую часть истории человечества (около 99 % времени) на земле и начинается 2,5 или 2,6 млн. лет назад. Каменный век характеризуется появлением каменных инструментов, сельского хозяйства и завершением плиоцена около 10 тыс. лет до н. э. Эпоха Палеолита заканчивается с наступлением Мезолита, который в свою очередь завершился неолитической революцией.

Во времена палеолита люди жили вместе в небольших общинах, таких как племена и занимались собиранием растений и охотой на диких животных. Палеолит характеризуется использованием преимущественно каменных орудий, хотя также применялась древесина и костяные инструменты. Природные материалы адаптировались человеком для использования их в качестве инструментов, так были в ходу кожа и растительные волокна, но, учитывая их недолговечность они не смогли сохраниться до наших дней. Человечество в течение палеолита постепенно эволюционировало от ранних представителей рода Homo, таких, как Homo habilis, которые использовали простые каменные орудия до анатомически современного человека (Homo sapiens sapiens). В конце Палеолита, во время Среднего и Верхнего Палеолита люди начали создавать первые произведения искусства и стали заниматься религиозными и духовными обрядами, такими как захоронение мёртвых и религиозные ритуалы. Климат во времена палеолита включал ледниковые и межледниковые периоды, в которых климат периодически изменялся от теплых до холодных температур.

Нижний палеолит

Период, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis . Это были сравнительно простые инструменты, известные как колуны. Homo habilis освоили каменные орудия в эпоху Олдувайской культуры, которые использовались в качестве рубил и каменных сердечников. Эта культура получила свое название в честь места, где были найдены первые каменные инструменты - Олдувайского ущелья в Танзании. Живущие в эту эпоху люди существовали преимущественно за счёт мяса умерших животных и собирательства дикорастущих растений, так как охота в это время не была ещё распространена. Около 1,5 млн лет назад появился более развитый человеческий вид - Homo erectus. Представители данного вида научились использовать огонь и создавали более сложные рубящие инструменты из камня, а также расширили ареал своего обитания за счёт освоения Азии, что подтверждается находками на плато Жойкудан в Китае. Около 1 млн лет назад человек освоил Европу и начал использовать каменные топоры.

Средний Палеолит

Период начался около 200 тыс. лет назад и является наиболее изученной эпохой, в течение которой жили неандертальцы (120-35 тыс. лет назад). Наиболее известные находки неандертальцев относятся к Мостерианской культуре. В конце концов неандертальцы вымерли и были заменены современными людьми, которые впервые появились в Эфиопии около 100 тыс. лет назад. Несмотря на то, что культура неандертальцев считается примитивной, есть данные, что они чтили своих стариков и практиковали ритуалы погребения, которые организовывались всем племенем. В это время произошло расширение ареала обитания людей и заселения ими неосвоенных территорий, таких как Австралия и Океания. Народы Среднего Палеолита демонстрируют неопровержимые доказательства, что у них начало преобладать абстрактное мышление, выраженное, например в организованном захоронении умерших. Недавно, в 1997 году на основании анализа ДНК первого неандертальца ученые Мюнхенского университета сделали вывод – различия в генах слишком велики чтобы считать неандертальцев предками кроманьольцев (т. е. современных людей). Эти выводы были подтверждены ведущими специалистами из Цюриха, а позже и всей Европы и Америки. В течение длительного времени (15-35 тысяч лет) неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали и враждовали. В частности, на стоянках и неандертальцев и кроманьонцев были обнаружены обглоданные кости другого вида.

Верхний палеолит

Около 35-10 тыс. лет назад завершился последний ледниковый период и современные люди в течение данного периода расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошёл относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская археологические культуры.

Северная и Южная Америка были колонизированы людьми через существовавший в древности Берингов перешеек, который был позже затоплен повышением уровня мирового океана и превратился в Берингов пролив. Древние люди Америки, палеоиндейцы скорее всего сформировались в самостоятельную культуру около 13,5 тыс. лет назад. В целом, на планете стали преобладать сообщества охотников-собирателей, которые использовали различные типы каменных инструментов в зависимости от региона.

Период между палеолитом и неолитом, X-VI тысяч лет до нашей эры. Период начался с завершения последнего ледникового периода и продолжался по повышение уровня мирового океана, что вызвало необходимость людей адаптироваться к окружающей обстановке и находить новые источники своего пропитания. В этом периоде появились микролиты - миниатюрные каменные инструменты, которые значительно расширили возможности применения камня в повседневной жизни древних людей. Однако, термин «мезолит» также используется и в качестве обозначения каменных инструментов, которые были привезены в Европу из Древнего Ближнего Востока. Микролитические инструменты значительно повысили эффективность охоты, а в более развитых поселениях (например, Лепенский Вир) использовались также и для рыбалки. Вероятно, в этой временной эпохе произошло приручение собаки в качестве помощника на охоте.

Новый каменный век характеризовался появлением сельского хозяйства и скотоводства во время так называемой неолитической революции, развитием гончарного ремесла и появлением первых крупных поселений людей, таких как Чатал-Гуюк и Иерихон. Первые культуры неолита появились около 7000 до н. э. в зоне так называемого «плодородного полумесяца». Сельское хозяйство и культура распространились в Средиземноморье, долине Инда, Китае и странах Юго-Восточной Азии.

Увеличение численности населения привело к возрастанию потребности в растительной пище, что способствовало быстрому развитию сельского хозяйства. При ведении сельскохозяйственных работ стали применяться каменные инструменты для обработки почвы, а при сборе урожая начали использоваться приспособления для жатвы, измельчения резки растений. Впервые начали строиться крупномасштабные каменные сооружения, такие как башни и стены Иерихона или Стоунхендж, что демонстрирует появление в неолите значительных людских и материальных ресурсов, а также форм сотрудничества между большими группами людей, которые позволяли вести работы над крупными проектами. В эпоху неолита появилась регулярная торговля между различными поселениями, люди начали перевозить товары на значительные расстояния (многие сотни километров). Поселение Скара-Брей, расположенное на Оркнейских островах недалеко от Шотландии является одним из лучших примеров неолитической деревни. В поселении использовались каменные кровати, полки и даже помещения для туалетов.

Б)Медный век

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. чблкьт «медь» + греч. лЯипт «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. лЯипт «камень»)) - период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

В)Бронзовый век

Бро́нзовый век - период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже 13-12 вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности - античной Греции и Древнего Рима.

Периоды бронзового века:

1.Ранний бронзовый век

2.Средний бронзовый век

3.Поздний бронзовый век

Ранний бронзовый век

Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина 4 тыс.) и формирование ок. 35/33 вв. Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов. К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.

Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тысячелетия до н. э. Но есть свидетельства и более раннего появления бронзы в Таиланде в 5-ом. тысячелетии д.н. э. Содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились в Анатолии и по обе стороны Кавказа в раннем 3-ем. тысячелетии до н. э. А некоторые бронзовые изделия майкопской культуры датируются ещё серединой 4-го тысячелетия д.н. э. Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине 3-го тысячелетия д.н. э.

С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии. Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай - Памир и Тянь-шань - Кавказ - Карпаты - Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства. Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.

Средний бронзовый век

В среднем бронзовом веке (26/25 −20/19 вв. д.н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами. Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.

Поздний бронзовый век

Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тыс. и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.

Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн кв.км.), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции. К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция. От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции. Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах. С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.

В 13/12 вв. до н. э. происходит катастрофа бронзового века: распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий - до 10/8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход железному веку

Г)Железный век

Желе́зный век - период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция, Древний Рим, Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках

Следом за бронзой человек осваивает новый металл - железо. Открытие этого металла предания приписывают малоазиатскому народу халибов: от их названия происходит греч. ЧЬлхвбт - «сталь», «железо». Аристотель оставил описание халибского способа получения железа: халибы несколько раз промывали речной песок их страны, добавляли к нему какое-то огнеупорное вещество, и плавили в печах особой конструкции; полученный таким образом металл имел серебристый цвет и был нержавеющим. В качестве сырья для выплавки железа использовались магнетитовые пески, запасы которых встречаются по всему побережью Черного моря - эти магнетитовые пески состоят из смеси мелких зерен магнетита, титано-магнетита, ильменита, и обломков других пород, так что выплавляемая халибами сталь была легированной, и, видимо, обладала высокими качествами. Такой своеобразный способ получения железа не из руды говорит о том, что халибы, скорее, открыли железо как технологический материал, но не способ его повсеместного промышленного производства. Видимо, их открытие послужило толчком для дальнейшего развития металлургии железа, в том числе из руды.

То, что железо действительно открыто в Хеттии подтверждается и греческим наименованием стали ЧЬлхвбт, и тем, что в гробнице египетского фараона Тутанхамона (ок. 1350 г. до н. э.) был найден один из первых железных кинжалов, явно подаренный ему хеттами, и что уже в Книге Судей Израилевых (ок. 1200 г. до н. э.) описывается применение филистимлянами и хананеями целых железных колесниц. Позднее технология железа постепенно распространилась и в другие страны.

Железные руды были более доступны. Болотные руды есть практически повсюду. Обширные пространства лесной зоны в эпоху бронзы отставали в социально-экономическом развитии от южных регионов, но после начала выплавки там железа из местных руд стала совершенствоваться земледельческая техника. В результате в эпоху железа исчезли многие леса Западной Европы. Но и в регионах, где земледелие возникло раньше, внедрение железа способствовало улучшению ирригационных систем и повышению продуктивности полей.

Умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры. 2. Исследование влияния социальных факторов на становление личности ребенка 2.1. Рисуночный тест «Несуществующее животное» Материал: лист бумаги, набор фломастеров. Детям предлагалось: "Придумай и нарисуй несуществующее животное и...

Становление человеческого общества (социогенез). Некоторые специалисты по первобытной истории считают, что правильнее говорить о наличии единого процесса формирования человека и становления человеческого общества. Период антропосоциогенеза характеризуется не только совершенствованием орудийной деятельности, но и преодолением, обузданием " зоологического индивидуализма ". Последнее имело едва ли...

На написание данной статьи меня подтолкнула моя предыдущая публикация о казусе самозакрепощения . Там мной была затронута тема формаций, которую я хочу рассмотреть более подробно.

Это может показаться скучным, особенно после нудного заучивания сухих фактов на уроках истории в школе или институте, но, по-моему, это очень увлекательно и захватывающе. Очень интересно понимать общество, в котором мы все живём. Представляя себе общие для человечества этапы и законы социальной эволюции, можно лучше понять наше прошлое, а самое интересное - попытаться экстраполировать их на будущее и сделать предположение о том, что всех нас ждёт впереди.

Формационный подход

Источник изображения: www.fotosimagenes.org Или подход общественно-экономических формаций был разработан Карлом Марксом и, в последствии, развивался Фридрихом Энгельсом, но потом, к сожалению, у него была трудная история и сейчас, как и всё учение Маркса, формационный подход, мягко говоря, не пользуется популярностью. Надеюсь, данное упущение будет исправлено научным сообществом.

Критерием в данном подходе является общественно-экономическая формация - ступень социальной эволюции, которая характеризуется определённым для данной формации способом производства и соответствующими ему производственно-экономические отношениями.
Например, феодализм, как общественно-экономическая формация характеризуется феодальным способом производства: аграрная экономика, преобладание сельского населения, отсутствие или зачатки промышленных отраслей. Феодальный способ производства соответствует феодальным производственно-экономическим отношениям: господствующий класс (землевладельцы) путём внеэкономического принуждения получал с крестьян (эксплуатируемого класса) ренту.

Ниже я выделил основные черты и особенности всех формаций.

Первобытно-общинный строй

Также имеет названия: доаграрное, охотничье-собирательское общество или общество первобытного коммунизма.

  • Характерные черты:
    • присваивающий (непроизводящий) принцип производства;
    • отсутствие государства, классов и частной собственности;
    • равное положение членов общины по отношению к средствам производства.
  • Качественные изменения: выход человека из царства животных.
  • Основной принцип производства: охотничье-собирательский.
  • Классовый состав: отсутствует.
  • Государство: отсутствует, иерархия основывалась на возрастной и половой дифференциации.
  • Религия: примитивные верования: анимизм, шаманизм, тотемизм.
  • Культура: так как в эту эпоху отсутствовала письменность, сложно сказать что-то конкретное.

Открытие земледелия и скотоводства позволило первобытным людям начать производить прибавочный продукт, что повлекло за собой имущественное расслоение общества, выделение богатых и рядовых членов общины, родовой знати. Также благодаря земледелию и скотоводству стал происходить рост населения, укрупнение родовых общин в племена и вождества. Военно-пленных и наиболее бедных членов общины начинают использовать как даровую трудовую силу, происходит деление общества на классы.

Общественный продукт - это совокупность материальных благ, созданных во всех отраслях материального производства (средств производства и предметов потребления).

Необходимый продукт - часть общественного продукта, необходимая для нормального, с точки зрения текущих социально-экономических условий, воспроизводства физических и духовных способностей работника и членов его семьи.

Прибавочный продукт - часть общественного продукта, производимого сверх необходимого продукта.

Рабовладельческий строй

  • Характерные черты:
    • аграрно-ремесленный принцип производства, натуральное хозяйство;
    • раб не имеет собственности на средства производства: ни на землю, ни на орудия труда, ни на скот;
    • раб полностью бесправен в обществе (раб - объект, а не субъект права);
    • низкий уровень развития техники - незаинтересованность рабов в развитии и росте производства и бесплатность труда рабов для хозяина;
  • Качественные изменения: переход от присваивающей к производящей экономике, появление классового общества, появление государства.
  • Господствующий класс: рабовладельцы.
  • Эксплуатируемый класс: рабы.
  • Метод эксплуатации: внеэкономический.
  • Государство: формы государства сильно разнятся в зависимости от плотности населения, рельефа местности и культурных различий: от греческой демократии до азиатских имерий с обширным бюрократическим аппаратом и сильным централизованным государством.
  • Религия: развитие примитивных верований в политеизм, а также при некоторых условиях появление монотеистических верований: культ Атона в Египте, Яхве в иудее.
  • Культура: зарождение светского мировоззрения в виде различных философских учений: натурфилософия, платонизм на западе; даосизм, конфуцианство на востоке.

Рабовладельческие производственные отношения, положив начало разделению труда, дав толчок развитию производственных сил, становились экономически невыгодными. Раб и результаты его труда являлись полной собственностью единоличного или коллективного владельца (общины, храма, государства), таким образом, экономическая заинтересованность раба в его деятельности фактически отсутствовала. Это стало причиной эволюции рабовладельческого строя в феодальный, путём постепенного увеличения самостоятельности рабов, например, колонат в Римской империи.

Производительные силы (нем. Produktivkräfte) - средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие.

Не все народы проходили через рабовладельческий строй. Появившись на арене истории в близости от обществ, перешедших на более высокую ступень социального развития, некоторые народы под их влиянием миновали предыдущие общественно-экономической формации. Например, славянские и германские племена завершили формирование классового общества возникновением феодального строя.

Феодализм

  • Характерные черты:
    • аграрно-ремесленный принцип производства, натуральное хозяйство, мелкое индивидуальное производство;
    • монополия господствующего класса феодалов на основное средство производства - землю;
    • собственность на землю была неразрывно связана с господством над производящим классом крестьян;
    • в отличие от рабовладельческого строя, крестьянин имел собственное хозяйство, юридически принадлежащее феодалу, но фактически передававшееся по наследству в семье крестьянина;
    • крестьянин являлся собственником орудий труда, недвижимости и скота;
    • феодал из-за своего «права» на землю безвозмездно взимал с крестьян земельную ренту (барщина, оброк).
  • Качественные изменения: утвердившаяся при феодализме хозяйственная самостоятельность крестьянина (в сравнении с положением раба) открывала возможность для увеличения производительности труда; отделение ремёсел от земледелия вело к углублению разделения труда и возникновению юридического признания собственности ремесленника на средства производства (мастерская, орудия труда) и произведённую им продукцию.
  • Господствующий класс: феодалы.
  • Эксплуатируемый класс: крестьяне.
  • Метод эксплуатации: внеэкономический.
  • Государство: на ранних этапах феодализма происходило углубление имущественного расслоения общества; появление аристократии, сословий (социальных групп, члены которых отличаются по своему правовому положению), централизация государства. Основным типом государства становится сословная монархия.
    На поздних этапах феодализма формой политического господства феодального класса становилась абсолютная монархия (абсолютизм, самодержавие).
  • Религия: распространение феодализма и его ранние этапы сопровождались распространением христианства, которое идеологически легитимизировало феодальную структуру и иерархию общества. На этапе появления новых капиталистических отношений и классов в обществе и разложения феодализма в религиозной сфере произошли радикальные изменения - Реформация - изменения в религии, которые отвечали интересам зарождавшегося класса капиталистов (см. например, протестанская трудовая этика).
  • Культура: развитие производственных сил при феодализме привело и к развитию духовной жизни. Эпоха Возрождения , характеризующаяся своим светским характером, гуманистическим мировоззрением, появлением науки, основанной на опытном знании, возвращением к античной культуре, являла собой выступление против феодализма и освобождение духовной жизни от религиозного влияния.

Поздний феодализм вылился в два совершенно разных пути своего развития. В странах Западной Европы с рано зародившимися товарно-денежными отношениями нарастание внутренних противоречий общества привело к буржуазным революциям XVI-XVIII веков, сменившим феодальную формацию капиталиcтической, как более соответствующей уровню развития производственных сил.

В части же стран Центральной и Восточной Европы процесс становления капиталистических отношений замедлился вследствие феодальной реакции, которая заключалась в установлении диктатуры дворянства, сильной централизации государства и введению суровых форм крепостничества с зачатками товарно-денежных отношений. Как следствие, барская запашка принимала характер крупного предпринимательского хозяйства, а эксплуатация крестьян носила рабовладельческий характер (некоторые историки считают это следствием увеличения спроса на хлеб со стороны стран Западной Европы, где в это время устанавливались капиталистические отношения). Поздний феодализм принял затяжной характер и завершился в некоторых странах только во второй половине XIX века.

Схожие процессы происходили в странах Азии, но там они были усугублены вмешательством стран Западной Европы, особенно в Китае и Индии.

Капитализм

  • Характерные черты и качественные изменения:
    • промышленный принцип производства;
    • господство товарно-денежных отношений и глубокое разделение труда;
    • частная собственность на средства производства;
    • переход от внеэкономического принуждения к экономическому - наёмный труд стал продаваемым товаром;
    • стремительное развитие техники и машинного производства.
  • Господствующий класс: буржуазия.
  • Эксплуатируемый класс: рабочие.
  • Метод эксплуатации: экономический.
  • Государство: ограниченная и формальная демократия.
  • Религия: во многих странах произошло отделение церкви от государства и провозглашение светского общества, хотя процент верующих все ещё достаточно высок.
  • Культура: рост слоя интеллигенции, фантастические научные достижения, научно-техническая и информационная революции дали дали человечеству огромные возможности, но оно пока не спешит их использовать в полной мере.

Пройдя через этап острой конкуренции в XIX веке и этап передела рынков сбыта в первой половине XX века (две мировые войны), сейчас капитализм находится в государственно-монополистической стадии, которая характеризуется тем, что верхушка бюрократического аппарата срослась с владельцами крупных капиталистических монополий, финансовой олигархией, что сильно укрепило позиции капитализма.

Заключение

Источниками идей Маркса были работы классической английской школы политической экономии (Адам Смит), немецкой классической философии (Гегель) и французских утопических социалистов (Сен-Симон). Таким образом, основываясь на идеях передовых мыслителей своего времени, он их развивает в духе гуманизма эпохи Возрождения, стремясь найти ответ на проблему социальных противоречий общества, которые его преследуют со времён выхода из животного царства.

Рассмотрев эволюцию человеческого общества от доисторических времён до XIX века, Карл Маркс попробовал экстраполировать собранные им данные на будущее развития человечества, и описать основные черты будущей формации.

Поскольку попытка описания будущей формации - это непростая и довольно объёмная тема, наряду с такими как анализ формаций в России и СССР (к социализму и коммунизму по сути никакого отношения не имеющих), а также текущей стадии развития капитализма, я рассмотрю их в своих будущих публикациях.

Общество и общественные отношения.

Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность людей и отношений между ними.

Общественные отношения – отношения между социальными группами и внутри них.

Общество – открытая, динамически развивающаяся система.

Сферы общественной жизни:

Экономическая – отношения в сфере производственной деятельности.

Политическая – отношения по поводу осуществления власти.

Социальная – деятельность направленная на создание благоприятных условий жизни населения, взаимодействие между слоями общества.

Духовная – отношения в сфере создания духовных ценностей.

Этапы развития общества

Традиционное общество основное занятие – земледелие, отношения регулируются на основе традиций и обычаев, передаваемых из поколения в поколение. Характерен коллективный образ жизни, сословная структура общества, единоличное осуществление власти. Консервативные черты т.е. отказ от нового, передового. Тесная связь с природой.

Индустриальное общество основано на массовом производстве товаров и услуг. В политической жизни – ограничение власти монарха представительными органами. Появилась социальная мобильность. Классовая структура общества. Приоритет прав и свобод личности.

Постиндустриальное общество (информационное) основной ценностью является информация и все виды деятельности с ней связанные: накопление, обработка, передача. Бурное развитие науки, проникновение её достижений в различные области общественной жизни. Доминирование сферы услуг. Изменение социальной структуры общества.

Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитее от простого к сложному. Прогресс - это направленное развитие для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Особенности прогресса: противоречивость, неравномерность, относительность.

Критерии прогресса: совершенствование нравственности людей, развитие человеческого разума, развитие производительных сил, прогресс науки и техники, возрастание степени свободы человека.

Пути общественных преобразований:

Реформа – изменения в отдельной сфере общественной жизни.

Революция – коренные, качественные изменения, затрагивающие все сферы общества.

Модернизация – переход от одного этапа развития общества к другому, более совершенному.

Глобализация - процесс интеграции государств и народов в различных областях деятельности: экономической, политической и т.д.

Основные направления глобализации: создание транснациональных корпораций, международное разделение труда, создание международных организаций.

Глобальные проблемы современного мира – комплекс взаимосвязанных противоречий развития современного мира, требующий для своего решения объединения усилий всего мирового сообщества.

Особенности: планетарный характер, представляет угрозу человечеству, для их решения необходимы усилия всего мирового сообщества.

Примеры глобальных проблем: экологическая, демографическая, терроризм, угроза третьей мировой войны, диспропорция экономического развития (проблема “север - юг”), ограниченность ресурсов.

Как мы говорили на прошлых лекциях, история общества разделяется при рассмотрении на следующие стадии, этапы:

1. Начало процесса исторического развития общества , то есть образование исторических предпосылок общества, образование социального в недрах биологического , вообще природного . На этой стадии появляются предпосылки возникновения общества, но самого общества ещё нет.

2. Первоначальное возникновение общества. Сюда мы относим первобытнообщинный строй.

3. Формирование общества. Идёт процесс преобразования возникшим обществом унаследованной природной основы. Формирование общества включает в себя все классово-антагонистические формации.

4. Зрелость общества. Процесс преобразования унаследованной природной основы (имеются в виду земные условия, «земное лоно» истории) завершён. Природная основа в существенно преобразованном виде включена в качестве момента в процесс развития общества. Зрелое общество – коммунистическая формация.

Таковы стадии, этапы восходящего развития общества как «органического» целого. Первые два этапа уже были нами рассмотрены. Теперь мы приступаем к третьему этапу – этапу формирования человеческого общества.

В связи с тем, что мы рассматриваем логику всей истории, к становлению человеческого общества мы относим не только становление человека как биологического вида, но и становление человечества в общественном отношении.

На стадии формирования человеческого общества возникший способ производства материальных благ формируется и преобразует унаследованную природную основу. Конечно, уже его первоначальное возникновение было одновременно и определённым преобразованием природной основы. На предыдущей стадии возникли основные компоненты труда, производительных сил, возникли производственные отношения.

В чём же тогда состояла специфика формирования способа производства материальных благ и преобразования унаследованной природной основы на этапе формирования общества?

Если на этапе первоначального возникновения преобладали природные связи, природные условия, а способ производства, социальные источники развития возникали в качестве ведущего, но не господствующего фактора развития, то на стадии формирования происходит постепенное превращение этого ведущего фактора в господствующий. Однако на протяжении всей стадии формирования унаследованная от досоциального развития природная основа ещё не полностью преобразуется социальным развитием. Чем ближе к началу стадии, тем меньше преобразована социальным развитием унаследованная основа. И наоборот, чем ближе к концу стадии, тем в большей степени природная основа включается в социальное развитие в качестве его момента.

Уже с самого начала стадии формирования действие способа производства в качестве ведущего фактора развития общества перестало, в общем и целом (то есть с точки зрения истории всего человечества), зависеть от случайных обстоятельств и стало по преимуществу необходимым.

Процесс формирования общества с точки зрения развития производительных сил.

Период формирования производительных сил (в отличие от их первоначального возникновения), если иметь в виду продукт производства, начинается с той ступени, когда уровень производительных сил позволяет производить постоянный излишек сверх совершенно необходимого для поддержания физического, биологического существования, и продолжается до достижения того уровня, когда становится возможным производство изобилия материальных благ. В течение всей этой стадии существует следующее противоречие.

С одной стороны, производство уже есть, оно развивается, средства к жизни в основном не добываются, а производятся. С другой стороны, средств к жизни не хватает для оптимального удовлетворения биологических потребностей, и на протяжении всей стадии идёт борьба между людьми за средства к жизни, за удовлетворение биологических потребностей. С этой стороны люди ещё не поднимаются над животным миром, их борьба в таком отношении – борьба социальных животных.

Если иметь в виду орудия труда, производства, то для стадии формирования производительных сил характерны, употребляя терминологию К. Маркса и Ф. Энгельса, «естественно возникшие орудия производства».

«...Здесь, – пишут они, – выступает различие между естественно возникшими орудиями производства и орудиями производства, созданными цивилизацией. Пашню (воду и т. д.) можно рассматривать как естественно возникшее орудие производства. В первом случае, при естественно возникших орудиях производства, индивиды подчиняются природе, во втором же случае они подчиняются продукту труда» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Тезисы о Фейербахе ).

Кроме того, к стадии формирования производительных сил относится также и тот этап развития «орудий, созданных цивилизацией», то есть произведённых орудий, когда они начинают завоёвывать господство в производстве, даже играют роль господствующих, но когда их господство (господство автоматической системы) ещё не безраздельно, то есть когда этап развития этих орудий ещё не достиг полной зрелости.

Формирование производительных сил начинается после того, как впервые возникли их компоненты, и оно заключается по своей сути в формировании общественного характера труда. На стадии первоначального возникновения общества общественный характер труда только возникает, причём – при господстве добычи – он существует в основном в конкретном тождестве с биологическими связями людей, с природным отношением к природе.

Переход к господству производства (к раннему скотоводству и раннему земледелию) в недрах стадии первоначального возникновения общества вёл к образованию несоответствия производительных сил отношениям, существовавшим тогда между людьми, и в конечном счёте в перспективе к выходу за рамки этой стадии.

Этапу формирования производительных сил соответствует общественное разделение труда. Общественный характер труда существует здесь через своё разделение, расчленение, через своё, можно сказать, отрицание. Собственно общественный характер труда, общественный характер труда в позитивном отношении, хотя и возникает на последней (капиталистической) стадии формирования человеческого общества, но не соответствует производственным отношениям капитализма.

На стадии формирования производительных сил общества в качестве общественных уже имеется отличие специфически общественного отношения людей к природе от их природного отношения к природе, и это отличие развивается. (То есть природа всё более и более преобразуется произведёнными орудиями труда, а не найденными в самой природе.) Специфически общественное отношение к природе всё более обособляется от природного отношения к природе и всё более преобразует последнее.

Вместе с тем в рамках связи специфически общественного и природного отношения к природе развиваются предпосылки их единства, причём уже на основе доминирования специфически общественного (а не природного) отношения к природе.

Формирование общественного характера труда начинает завершаться тогда, когда в производстве в масштабах всего человечества начинают преобладать процессы, в которых различные люди служат моментами единого процесса производства. Полностью же формирование общественного характера производства заканчивается тогда, когда произведённые орудия производства приходят к безраздельному господству и когда весь процесс производства человечества становится внутренне расчленённым.

На стадии формирования производительных сил происходит переход от преобладающего использования найденных в природе готовыми предметов труда к преобладающему использованию искусственных предметов труда, предметов труда с заранее заданными свойствами.

Человечество на стадии формирования производительных сил начинает переходить к целесообразному воздействию на все земные природные условия, на всю окружающую земную природную среду. Наконец, на этой стадии формируется человек в качестве компонента специфически общественного производительного отношения к природе.

Все перечисленные выше превращения означают проникновение в сущность природных процессов, следовательно, предполагают начавшийся переход от обыденного эмпирического уровня развития знаний к доминированию теоретического.

Формирование человека в качестве производительной силы есть не только овладение им «орудиями, созданными цивилизацией», но и превращение его в индивида, вооруженного теорией, способного к всесторонней деятельности, необходимость которой формируется с переходом к господству произведённых орудий труда.

Процесс формирования общества с точки зрения развития производственных отношений.

Формирование общества, если иметь в виду развитие производственных отношений, совершается в конечном счёте под определяющим влиянием формирующихся производительных сил. Но вместе с тем формирование производственных отношений есть относительно самостоятельный процесс.

Производительные силы есть и нечто внешнее по отношению к производственным отношениям, но одновременно производительные силы и производственные отношения образуют внутреннее единство, общественный способ производства . Их внутреннее единство и «борьба» и образуют внутренний источник саморазвития общества. Общественный способ производства, внутренний источник саморазвития общества, не является чем-то неизменным, он также проходит стадию формирования.

Наличие произведённых орудий производства обусловливает собственно производственные отношения. Наличие «естественно возникших орудий производства», порабощённость человека действием природных сил обусловливают сохранение той или иной формы природной связи, природной общности людей. Будем впредь называть их «естественно возникшими общностями», «естественно возникшими связями».

Развитие производственных отношений на этапе формирования общества происходит противоречиво.

А именно, формируется противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое в конце концов приведёт к устранению той и другой стороны этого противоречия.

Кроме того, производственные отношения постепенно отчленяются от природных связей людей, подчиняют их себе и снимают их. Собственно производственные отношения по сравнению с «естественно возникшими связями» людей постепенно превращаются в безраздельно господствующие.

Общественное разделение труда и борьба людей за удовлетворение биологических потребностей обусловливают существование классов и борьбу между ними. Следовательно, этап формирования общества есть стадия его антагонистического классового развития . Этот этап в свою очередь сам разделяется на несколько стадий, о которых речь пойдёт позже.

Производственные отношения относительно самостоятельны. Их относительная самостоятельность сказывается в определённом несовпадении стадии формирования производительных сил и стадии формирования производственных отношений:

  • Сначала возникает новая стадия производительных сил, которая начинает не соответствовать прежней стадии производственных отношений и при своём дальнейшем развитии вступает в противоречие со старой стадией производственных отношений.
  • Противоречие разрешается переходом либо к новой стадии производственных отношений, либо, по достижении зрелости, к созданию предпосылок для существенного изменения самой диалектики производительных сил и производственных отношений (в частности, путём вытеснения человека из сферы непосредственного производства).

Так, мы уже видели, что производящее хозяйство проходит свой ранний этап уже на этапе первоначального возникновения общества, и при дальнейшем развитии скотоводства и земледелия развивается противоречие между ними и первобытнообщинным устройством общества. Разрешение этого противоречия означает переход к этапу формирования общества.

Аналогичный процесс происходит с производственными отношениями и производительными силами, присущими всему этапу формирования общества. Производительные силы, соответствующие этапу формирования общества, начинают развиваться уже в недрах его первоначального возникновения, а производительные силы, соответствующие этапу зрелости общества, начинают развиваться на этапе формирования общества.

Формирование общества по отношению в первую очередь к этапу его первоначального возникновения представляет собой отрицание предшествующего развития общества.

Основная задача современной эпохи – борьба с капитализмом, отрицание капитализма, свершение социалистической революции – в конечном итоге подчинена задаче построения коммунистического общества. И не только в плане практически-политическом, но и в плане методологии исторического исследования она уже ныне должна рассматриваться в перспективе решения задачи построения коммунистического общества.

В свете же задачи построения коммунистического общества на первый план выступает не противопоставление коммунизма только капитализму, а отличие и связь коммунизма со всей предшествующей историей человечества как предысторией человеческого общества. При этом внимание фиксируется на витке спирали:

  1. первоначальное возникновение общества – первобытнообщинный строй – доклассовое общество;
  2. антагонистические, классовые общества – формирование общества;
  3. коммунизм – бесклассовое общество, зрелое человеческое общество.

Типы исторического процесса есть отрезки спиралевидного движения. Коммунизм представляет собой как бы возвращение к первобытнообщинному строю, но возвращение на новой основе и в преобразованном виде.

Этот виток спирали – заметим – наглядно показывает, какие грандиозные задачи стоят перед нами и какие грандиозные трудности предстоит нам преодолеть только лишь на пути отрицания общества эксплуатации, под гнётом которой человечество находилось многие тысячи лет на этапе формирования общества.

Формирование общества как отрезок витка спирали истории человечества есть процесс преодоления, отрицания первобытнообщинного строя. Но отрицание чего-либо существует только до тех пор, пока в той или иной степени, в том или ином отношении сохраняется то, что отрицается. На протяжении всего этапа формирования общества имеет место не только отрицание первобытнообщинного строя, но и в той или иной мере, в том или ином отношении сохранение остатков, пережитков первобытнообщинного строя. Кроме того, отрицание первобытнообщинного строя строем частной собственности есть не одно только отрицание, а и утверждение, то есть создание в рамках отрицания предпосылок для его снятия, для установления уже не родообщинной и не частной, а общественной собственности, предпосылок коммунизма.

Мы исходим из того, что коммунизм есть история человечества, единая со всей предшествующей историей и отличная от неё как от предыстории; мы исходим из задачи построения коммунизма как из главной задачи. Следовательно, мы должны расчленить этап формирования общества на такие стадии, в различии которых учитывались бы обе стороны: и сохранение тех или иных форм отношений первобытнообщинного устройства, и отрицание первобытнообщинного строя строем частной собственности.

Стадии формирования чего-либо главным образом определяются тем, что формируется. То, что формируется, определяет и то, что не исчезает, а сохраняется от предшествующего развития. Поэтому с возникновением частной собственности (как особой совокупности производственных отношений), с её действием в качестве ведущего фактора развития членение истории должно осуществляться главным образом по историческим формам частной собственности, в какой бы мере ни сохранялись при этом пережитки первобытнообщинного устройства.

По самой сути процесса формирования то, что формируется, лишь к концу процесса завершает преодоление унаследованной основы. В течение всего процесса формирования то, что формируется, существует не на своей, а на чуждой унаследованной основе. То же самое верно и относительно исторических форм частной собственности: они существуют на чуждой основе, на основе, унаследованной от первобытнообщинного строя, и лишь в конце стадии формирования завершается преодоление основы, унаследованной от первобытнообщинного строя, и завершается образование основы, соответствующей частнособственническим отношениям. Полное преобладание частнособственнических отношений наступает лишь на стадии завершения формирования общества, то есть при капитализме.

Всякий процесс формирования разделяется на три стадии или периода:

  1. начальный период формирования, преобразования унаследованной основы;
  2. возникновение адекватной, новой основы;
  3. завершение образования адекватной, новой основы.

Таков, например, процесс формирования капитализма:

  1. мануфактурный период (период домашинного капиталистического производства);
  2. переход к крупной промышленности, к машинному производству (в период этого перехода сами машины ещё создавались мануфактурным, ремесленным способом);
  3. завершение перехода, период собственно крупной промышленности (в этот период преобладает уже производство машин машинами ).

В процессе формирования человеческого общества также следует выделить три периода.

1. Начальный период формирования человеческого общества. Сюда относится рабовладельческая общественно-экономическая формация. Частная собственность уже возникла, но она существует и развивается в общем и целом на основе естественно возникших средств производства, на основе непосредственного отношения людей к условиям производства и друг к другу, отношения, унаследованного от предшествующей стадии. Частная собственность остаётся подчинённой родообщинной, общинной собственности на землю. Поэтому в рабовладельческих обществах рабский труд количественно может преобладать над трудом общинным лишь в совершенно исключительных случаях.

2. Период перехода к основе, адекватной частной собственности , – феодализм. Именно для феодальной общественно-экономической формации характерно преобладание частной собственности, но преобладает частная собственность на землю, то есть на естественно возникшее средство производства. Следовательно, частная собственность продолжает существовать не на адекватной основе.

В чём же состоит переход к основе, адекватной частной собственности? Железные орудия возникают и начинают распространяться ещё до феодализма. Но земледелию, опирающемуся на широкое применение железных орудий и притом как главному виду производства, соответствуют именно феодальные производственные отношения.

В рабовладельческой общественно-экономической формации земледелие осуществлялось преимущественно на мягких землях и вполне могло происходить главным образом при помощи каменных орудий. Но если камень –по своей природе такой материал, который возможно довольно широко применять (в качестве средств труда) без предварительной обработки, то железо – по своей природе такой материал, который при его более или менее широком применении в качестве средств труда с необходимостью предполагает предварительную обработку .

Широкому применению камня в качестве средства воздействия соответствует расчленение на производство средств добычи, и применение средств добычи, то есть добыча предметов потребления при помощи произведённых средств добычи. Расчленение же на производство средств производства и производство предметов потребления , возникающее вначале при употреблении в дело камня, становится на адекватную себе основу только с использованием железа (использование меди и бронзы может быть лишь переходным этапом между использованием камня и железа). Только с распространением использования железа в качестве материала для средств труда расчленение на производство средств производства и производство предметов потребления становится внутренне необходимым.

Широкое использование, а, следовательно, и производство железных орудий – сначала главным образом в земледелии – есть переход к основе, адекватной частной собственности.

3. Период завершения образования основы, адекватной частной собственности, – капитализм. Адекватная основа частной собственности не естественно возникшие, а произведённые средства воздействия. Феодальные общественные (в том числе производственные) отношения соответствуют ставшему внутренне необходимым разделению на производство средств производства и производство предметов потребления, но такому разделению, в котором главная роль принадлежит применению средств труда к земле (естественно возникшему образованию).

Капиталистические общественные отношения соответствуют такому внутренне необходимому расчленению на производство средств производства и производство предметов потребления, когда главную роль играет производство средств производства (а не производство предметов потребления), применение произведённых средств труда к уже произведённому в прошлом предмету труда. При капитализме впервые доминирует частная собственность на произведённые средства производства.

Главенствующим видом производства впервые становится промышленность , а не земледелие.

Промышленность как определяющий вид производства в масштабах всего человеческого общества есть обязательно промышленность в крупных масштабах, крупная промышленность. До образования такой промышленности ремесло может определять весь общественный строй лишь в пределах того или иного отдельного сообщества, находящегося в исключительных условиях.

История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни Волобуев Олег Владимирович

§ 1. Начальные этапы становления человеческого общества

От человека умелого к человеку разумному. Важнейшими отличиями человека от представителей животного мира учёные считают целенаправленную трудовую деятельность (т. е. изготовление и применение орудий труда), прямохождение, интеллектуальную деятельность, тесно связанную с наличием речи (языка).

В современной антрополо?гии (от гр . слов «человек» и «понятие, учение»; наука о происхождении и эволюции человека) в длительном процессе становления человека различают ряд основных этапов: появление биологического вида человека умелого, выделившегося из среды австралопите?ков (от лат . «южный» + гр . «обезьяна») – человекообразных приматов, человека прямоходящего и, наконец, человека разумного. С середины XX в. в археологии одни открытия следовали за другими, значительно возросло количество находок, дающих представление о начальных этапах развития человечества.

В 1974 г. в Эфиопии были обнаружены костные останки, по которым учёные реконструировали скелет. Существо, жившее более 3 млн лет назад, назвали Люси?. Рост её составлял всего 110 см, а вес – 30 кг. Люси умела ходить на двух ногах, хотя и неуверенно, но ещё не потеряла способности лазать по деревьям, как обезьяна. В этих же местах были найдены останки австралопитека, ходившего на двух ногах; было это 4 млн лет назад.

Многочисленные восточно– и южноафриканские археологические находки позволили современным исследователям воссоздать жизнь человека умелого, существовавшего более 2 млн лет назад. В отличие от других видов австралопитеков, человек умелый занимался охотой, перейдя от исключительно растительной пищи к растительно-мясной. Почва в местах его обитания усыпана грубо оббитыми примитивными каменными орудиями – рубилами из базальтовой речной гальки. Объём черепа человека умелого (775 см 3) в два с лишним раза превосходит череп Люси.

Ископаемые части скелетов человека прямоходящего (выпрямленного), его анатомические особенности свидетельствуют, что он, образно говоря, уже твёрдо стоял на ногах. К этому виду, появившемуся 1,7 – 1,5 млн лет назад в Африке, относят останки предков человека, найденные на о. Ява – питека?нтроп (от гр . слов «обезьяна» и «человек»; обезьяно-человек прямоходящий) и в Китае – сина?нтроп (от ср. – лат . «Китай» + гр . «человек»).

Человек прямоходящий научился приспосабливаться к различным условиям природной среды, особенно с того момента, когда начал использовать огонь. Он изготавливал двусторонние каменные орудия длиной до 20 см, укреплял удобные для защиты от врагов и непогоды естественные убежища, строил хижины из сплетённых прутьев. Изменился и внешний облик древнейшего человека: увеличился объём его черепа, рост составлял уже более 1,6 м.

Человек разумный: неандерталец и кроманьонец. Человек разумный неандерта?льского типа – палеоа?нтроп (от гр . слов «древний» и «человек») – сформировался около 250 тыс. лет назад. Больше всего останков неандертальцев найдено в Европе. Своё название они получили по долине Неандерта?ль (Германия), где были сделаны первые находки. Для неандертальца характерны покатый лоб, затылочный костный валик, выступающие надбровья (надглазные валики), отсутствие скул и подбородка. Палеоантропы охотились на мамонтов, оленей и других животных, были хорошо приспособлены к жизни в суровых условиях ледникового периода, умели строить долговременные жилища.

Останки человека разумного современного типа – кроманьо?нца – впервые были обнаружены в гроте Кро-Маньо?н во Франции. В настоящее время подобные находки сделаны во многих местах Европы и Передней Азии. Генетические исследования позволяют учёным утверждать, что современный человек произошёл от небольшой группы людей (популяции), обитавшей предположительно в Восточной или Южной Африке 130 – 60 тыс. лет назад.

Неандертальцы и кроманьонцы длительное время существовали на одних территориях и представляли собой два подвида человека разумного. До недавнего времени считалось, что кроманьонцы, появившиеся в Европе около 40 тыс. лет назад, являются прямыми потомками неандертальцев. Согласно современным научным представлениям, неандерталец не смог соперничать с более изобретательным кроманьонцем, который, вероятно, причастен к исчезновению конкурента по одной и той же экологической нише (в Европе – 35 – 30 тыс. лет назад).

Изображение бизона. Верхний палеолит. Пещера Альтамира. Испания

Становление родового общества и зарождение духовной культуры. В процессе становления человека выделяют два взаимосвязанных процесса: антропогене?з (от гр . слов «человек» и «происхождение») – формирование человека как биологического вида в ходе развития его трудовой деятельности и речи, а также форм организации общественной жизни, в которых развивается коллективная трудовая и интеллектуальная деятельность, создаётся культурная среда, и социогене?з (от лат . «общество» + гр . «происхождение») – возникновение социальных отношений между людьми.

Венера с кубком. Барельеф. Верхний палеолит. Дордонь. Франция

В эпоху палеоли?та (от гр . слов «древний» и «камень»; древнекаменный век) группы охотников и собирателей были небольшими: в среднем 25 человек. Эти общины входили в более крупные объединения, насчитывавшие 200 – 500 человек.

Сплочению способствовали родственные узы и необходимость в ряде случаев действовать коллективно, а для этого члены крупного объединения (рода) должны были обладать такими качествами, как солидарность и терпимость по отношению к «своим».

О формировании духовной культуры первобытных людей учёные судят по сохранившимся погребениям, предметам ритуального характера и по произведениям искусства – статуэткам, пещерной и наскальной живописи, украшениям. Современные исследователи выделяют в культуре два направления: первое связано с зарождением магических обрядов и первобытных верований (культов явлений природы, животных, предков), а второе – художественное (эстетическое). Возникновение погребальных обрядов, охотничьей магии и зарождение первобытного искусства происходило в эпоху позднего палеолита.

Расселение человечества. Расы и языки. Примерно 40 тыс. лет назад человек современного типа расселился в Европе, занял бо?льшую часть Азии, достигнув её глубинных и окраинных территорий, проник в Австралию. Новейшие археологические открытия на Американском континенте свидетельствуют, что древний человек перебрался на Аляску из Азии со стороны Чукотского полуострова: следы его пребывания в Америке чётко указывают на продвижение с севера на юг. Примерно 18 тыс. лет назад континент был уже в основном заселён.

Результатами приспосабливания к жизни в разных природно-географических условиях стали изолированность между группами людей и возникновение рас. Представители разных рас отличаются друг от друга наследственными биологическими признаками, прежде всего внешним обликом (типом лица, волос, цветом кожи и т. д.), а также некоторыми биохимическими особенностями организма (например, соотношением групп крови). Вместе с тем не обнаружено расовых отличий в строении мозга, интеллектуальных возможностях, психических данных. В настоящее время в науке различают основные, или большие, расы – европео?идную, африкано?идную, монголоидную (к ней относят и американских индейцев), австралоидную и многочисленные малые расы, отличающиеся друг от друга внешним обликом в пределах признаков одной и той же большой расы.

Одновременно с расселением человека и ростом населения происходило увеличение числа языковых общностей. Группы людей, говоривших на одном языке, с течением времени разделялись и образовывали новые группы. Постепенно диалекты расходились настолько, что становились самостоятельными языками, оставаясь первое время более или менее близкими. Но часто происходил разрыв их родственных связей, и тогда языковые группы отдалялись друг от друга.

Существующим в настоящее время языковым семьям соответствуют определённые семьи праязыков. Учёные полагают, что 40 – 30 тыс. лет назад таких макросемей было не более десятка. Современные языки отличаются от своих далёких предшественников так же, как первобытное общество от последующих цивилизаций .

Неолитическая революция. Примерно 12 – 10 тыс. лет назад наступило послеледниковое потепление. Постепенно на Земле создались близкие к современным климатические условия, сформировались новые ландшафты. Там, где раньше земля была покрыта травой и обитали мамонты, выросли леса; в более тёплых краях сформировались субтропические и тропические природные зоны. Человек неоли?та (от гр . слов «новый» и «камень» – новокаменный век) приспосабливался к возникающим экосистемам, изобретал новые приёмы и способы добычи и обработки пищи, использования природных ресурсов.

В эпоху неолита произошли коренные изменения в жизни древних людей. Наряду с охотниками, рыболовами и собирателями появились первые земледельцы и скотоводы. Человек уже не довольствовался тем, что в готовом виде предоставляла ему природа; он начал выращивать полезные растения, одомашнил некоторых животных и птиц. Этот переворот в жизни людей учёные назвали неолитической революцией .

Почти все современные виды культурных растений и домашних животных появились именно в период неолитической революции. В зоне самого раннего земледелия и скотоводства (9 – 7 тыс. лет до н. э.) – в Передней Азии (Месопотамия, Палестина, Сирия, юго-восточная часть Малой Азии) и Египте – начали выращивать ячмень, пшеницу, горох, чечевицу, финики и другие культуры; одомашнили коз, овец, свиней, крупный рогатый скот, водоплавающую птицу. Вслед за Передней Азией и Египтом переход к производящему хозяйству произошёл в бассейне реки Хуанхэ (Китай), в Индии и Юго-Восточной Азии.

В зависимости от природно-географических условий складывались культуры, соотносящиеся с различными типами хозяйства. Древнейшими хозяйственно-культурными типами были общины охотников, рыболовов и собирателей, достаточно долго сохранявшиеся в лесах умеренного и тропического климата. В местах, благоприятных для выращивания культурных растений, возник хозяйственно-культурный тип мотыжного, ручного земледелия. На степных просторах развивалось кочевое скотоводство.

Изменения в укладе жизни и культуре. Неолит характеризуется непрерывным и быстрым по сравнению с палеолитом совершенствованием орудий труда и технологий. В этот период появляются новые приёмы обработки камня и кости: сверление, пиление, шлифовка, полировка, обработка острых краёв; получают распространение микроли?ты – мелкие режущие кремниевые пластины геометрической формы, которые использовались в качестве наконечников стрел или вставлялись в пазы деревянных и костяных орудий; из кости и рога изготавливались рыболовные крючки и гарпуны.

Развивалась специализация орудий труда: появились охотничье оружие (наконечники для дротиков и стрел), орудия для разделывания туш животных, обработки древесины и кости (ножи и скребки). Широко применялись составные (комбинированные) изделия: молотки, топоры, тёсла, мотыги, а также метательные орудия. С изобретением лука более результативным стал охотничий промысел, а с внедрением мотыги и лопаты – ручное земледелие (как суходольное, так и орошаемое).

Каменный жёрнов. Неолит

В процессе производства орудий был достигнут высокий уровень обработки камня, кости, дерева. С течением времени люди научились изменять качества природных материалов. Например, при обжиге дерева на огне оно приобретало прочность и твёрдость, так же как и глиняные изделия. Первоначально они лепились вручную, но изобретение гончарного круга облегчило и усовершенствовало гончарное производство. Появление глиняной посуды дало возможность варить пищу.

Изменения в производстве и быте привели к переходу к оседлому образу жизни и значительному увеличению численности населения. На одном месте люди теперь могли жить в течение многих веков, что, в свою очередь, повлекло за собой необходимость строительства жилищ, хранилищ для сельскохозяйственных продуктов, помещений для содержания скота. В неолитических поселениях прослеживается специализация хозяйственной деятельности. Наряду с земледельцами и пастухами появились люди, занимающиеся изготовлением каменных орудий, гончары, ткачи.

О достижениях людей эпохи неолита рассказывают археологические раскопки первых в истории крупных поселений, существовавших в юго-восточной Турции (Чата?л-Гюю?к), Палестине (Иерихон), а также в среднем течении реки Евфрат.

Великая богиня. 75 в. до н. э. Чатал-Гююк. Турция

Изменения коснулись и духовной жизни людей. Наиболее ярко выраженным культом в эпоху неолита был культ плодородия, поскольку благополучие людей зависело от урожая и сохранения поголовья скота. Представления о богине-матери (Великой богине) как символе плодородия и покровительнице семьи нашли отражение в женских статуэтках и росписях на керамике. Мировоззрение человека в этот период было анимисти?ческим (от лат . «душа, дух»): люди одушевляли предметы окружающего мира (деревья, животных, воду, камни) и природные явления (грозы, наводнения, землетрясения ит.д.).

Мегалитическое сооружение (кро?млех) Стоунхендж. Неолит. Великобритания

В Передней Азии неолитическая революция в основном завершилась к рубежу VII – VI тыс. до н. э. К этому времени относится переход к производящему хозяйству в Европе – на Балканском полуострове. В северной части Западной Европы оно распространилось лишь к середине IV тыс. до н. э. Население Западной Европы в эпоху неолита составляли жители небольших по сравнению с Передней Азией земледельческо-скотоводческих поселений.

Переход к производящему хозяйству и более совершенным орудиям труда привёл к сплочению родовых общин, росту связей между ними, что, в свою очередь, повлекло за собой образование племенных объединений. Характерным показателем изменения социально-политической организации поселений стала их иерархическая структура: самые крупные образовывали центр, вокруг которого располагались более мелкие поселения.

Переход от использования каменных орудий металлическими характеризуется складывающейся родоплеменной организацией общества. Этот период получил название энеоли?та (от лат . «медный» + гр . «камень»). Большинство орудий оставались каменными, но наряду с ними уже появились орудия из меди. IV – III тыс. до н. э. – время активных миграционных перемещений племён, заселения Европы носителями индоевропейских диалектов.

Начало бронзового века, сменившего энеолит и характеризующегося использованием бронзы – твердого сплава меди с оловом, – в Европе относят к рубежу III – II тыс. до н. э. Культуры этого периода сосредоточивались в трёх южных регионах: на Балканском полуострове (предшествовали крито-микенской цивилизации), Пиренейском полуострове и на территории Кавказа.

Прогресс человеческого общества охватил все направления его развития – совершенствование орудий труда и технологий, жилищ и поселений, языка и мышления, усложнение устройства самого общества и его духовной культуры. Величайшим переворотом в истории стал переход от присваивающего хозяйства к производящему, от каменных орудий к металлическим.

Вопросы и задания

1. В чём отличие человека умелого от человека прямоходящего?

2. Что такое человеческие расы? Как они образовались?

3. Обсудите на уроке, чем можно объяснить одновременное существование на одной территории различных видов и подвидов предков современного человека, при каких условиях новый вид или подвид может вытеснить прежний.

4. Сформулируйте своё определение понятия «неолитическая революция». Объясните, почему революция и почему неолитическая.

5. Аргументируйте собственное мнение, почему земледелие и скотоводство не полностью вытеснили хозяйственно-культурный тип охотников, рыболовов и собирателей.

Из книги Кто и как изобрёл еврейский народ автора Занд Шломо

I. Первые этапы становления иудейской концепции времени Как известно, со времен Иосифа Флавия и вплоть до Нового времени ни один еврейский автор даже не пытался написать общую историю собственного народа. Хотя иудейский монотеизм был изначально пронизан

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 1. Начальные этапы становления человеческого общества От человека умелого к человеку разумному. Важнейшими отличиями человека от представителей животного мира учёные считают целенаправленную трудовую деятельность (т. е. изготовление и применение орудий труда),

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Экономика Сталина автора Катасонов Валентин Юрьевич

Этапы становления и развития государственной монополии внешней торговли в СССР. Этап «военного коммунизма» Можно выделить четыре основных этапа становления и развития ГМВТ в СССР:1) этап «военного коммунизма» (1918–1921 гг.);2) этап восстановления народного хозяйства

Из книги Украина: моя война [Геополитический дневник] автора Дугин Александр Гельевич

Этапы становления Святой Руси Такая идентичность начала складываться еще в Киевский период, после Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Она вызревала в монгольский период и достигла своей кульминации в форме официального учения о Москве - Третьем

автора Семенов Юрий Иванович

ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Москва 1997 УДК 930.9ББК Т3 (0)Рецензенты: кафедра этнологии МГУ им. М.В. Ломоносовадоктор исторических наук Н.Б. Тер-АкопянISBN 5-7417-0067-5Библиогр.: 38 назв.Ответственный редактордоктор философских наук

Из книги ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

2. ВВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА: ЭРА ПРАОБЩЕСТВА И ПРАИСТОРИИ (1,6 - 0,04 млн.

Из книги ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

2.1.8. Качественное отличие человеческого общества от зоологических объединений и человека от животного Сопоставление объединения высших животных и раннепервобытной общины дает возможность понять различие не только меж-ду ними, но и между животным миром и человеческим

Из книги ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

2.3.5. Перелом: начало становления общества Большая способность к производственной деятельности не обеспечивала индивиду никаких преимуществ перед другими членами объединения. Это верно и в том случае, если рассматривать отношение индивида только к внешней природной

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

3.3. Начало становления гражданского общества Создание первых объединений в форме элитарных обществ (масонские ложи, научные общества), с одной стороны, и народно-воспитательных (просветительных), с другой, явилось точкой отсчета, с которой в первой половине XIX в. общество

Из книги Африка. История и историки автора Коллектив авторов

В. И. Евсеенко. Историческая наука в Гвинее: этапы становления и проблемы Историческая наука в Гвинее ведет свое начало, как и во многих других африканских странах, от традиций фольклора, от устных исторических преданий, передаваемых из поколения в поколение

Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег

1. Минимальные признаки человеческого общества Вначале Поршнев формулирует хорошо известную марксистскую формулу:«Чтобы говорить об обществе, необходимо наличие трех качественно особых и взаимосвязанных явлений, выражаемых […] в трех коренных социологических

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

§ 4. Промискуитет и половые производственные табу в эпоху становления человеческого общества (праобщества) Акойтный запрет, лежавший в основе рода, был типичным табу. Нарушение его, как и отступление от любого классического табу, рассматривалось как такое действие,

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Противоречия становления гражданского общества в Англии Завершение наполеоновских войн открыло эпоху, когда Англия на долгие годы заняла ведущие позиции в мировой политике, стала державой номер один, промышленной мастерской мира, его финансовым центром и эталоном

Из книги Мой «путь в первобытность» автора Семенов Юрий Иванович

13. Как была написана книга «Возникновение человеческого общества» В кандидатской диссертации, наряду с проблемой возникновения труда, которая была в основном там решена, была поставлена другая, неизмеримо более сложная - становления человеческого общества. Но только

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов