Для ванной

Профессия биофизик. Описание профессии

Хорошие специалисты в сфере биофизики – это люди, которые успешно овладели сразу двумя профессиями – биологией и физикой. Они изучают различные физические процессы, происходящие внутри организмов. Это очень сложная профессия, для результативной работы в которой нужны:

  • серьезное обучение;
  • высокий уровень интеллекта;
  • природные способности человека к исследованиям данной тематики;
  • готовность постоянно повышать уровень своей квалификации.

Каждому биофизику нужно изучить все естественные науки. Кроме того, у него должны быть выработаны навыки работы в лаборатории и качественная математическая подготовка. Профессия биофизика не приемлет предположений, которые основываются лишь на хорошей теоретической подготовке или интуиции. Она требует результатов экспериментов, подтверждающих какое-либо предположение.

Чем занимается биофизик?

Основная задача специалиста из этой категории – изучение каждого физического и химического процесса, способного вызвать биологическую проблему. Знания, полученные в ходе их исследований, широко применяются в сельском хозяйстве, экологии, медицине и биотехнологии.

В сфере биофизики часто нужно применение сложной электроники и экспериментальной аппаратуры, которая совершенствуется с каждым днем, становясь все более точной и многофункциональной. Поэтому каждый биофизик должен быть знаком со всевозможными техническими средствами, которые могут пригодиться в его работе. Умение пользоваться разными специальными приборами очень важно для настоящего профессионала, поскольку эксперименты и исследования – не только сложный процесс, но и значительная часть работы ученого.

Во время их проведения используются разные методики, и чем большее количество их знакомо ученому, тем ближе он к легендарным открытиям.

Точность показателей приборов во время эксперимента очень важна, ведь умение правильно считывать результаты исследований, а также бесперебойная работа техники – крайне важные факторы в работе биофизика.

Что изучает биофизика

Это относительно молодая наука, поскольку ее развитие началось только в прошлом веке. Наиболее известными исследователями в этой сфере являются: Луиджи Гальвани, Бернард Кац и Эрвин Шредингер. Их достижения лежат у истоков развития биофизики, которая на сегодняшний день уже имеет разные направления. Так люди, увлекающиеся биофизикой, могут заняться изучением:

  • математического моделирования;
  • нанобиологии;
  • физики мембранных и белковых структур;
  • занимательных фотобиологических процессов.

Овладев этой профессией, можно выбрать один из следующих жизненных путей:

  • стать преподавателем в ВУЗе, продолжая при этом свои научные эксперименты;
  • работать на предприятии, разрабатывающем новые технологии.

Не пропустите:

Если специалист, имеющий диплом квалифицированного биофизика, имеет при этом математический склад ума – найти работу ему будет совсем не сложно. А если в его характере присутствуют такие черты, как ответственность, спокойствие, умение концентрироваться, внимательность и креативное мышление – карьерный рост ему обеспечен.

Если на старте своего рабочего пути новоиспеченный биофизик уже желает достичь немалых успехов и известности в этой сфере, ему стоит устроиться в штат престижного предприятия, руководство которого не жалеет финансов на исследования.

Каждый старшеклассник рано или поздно сталкивается с вопросом «Кем же я хочу быть в будущем?». Лишь немногие, вслушиваясь в шепот детской мечты, знают ответ на этот вопрос, остальным же приходится прибегнуть к посторонней помощи. Обычно совета ищут у родителей, друзей или в Интернете. И, конечно же, все поголовно рассчитывают услышать о профессии своей мечты: значимой для окружающих, актуальной, увлекательной и интересной (чтобы по самые уши затягивала!).

Именно так отзывается о своей будущей профессии Штыфлюк Мария - студентка второго курса Дальневосточного Федерального университета, нашедшая свое призвание на медицинском факультете.


Маша, почему ты решила стать врачом?

Вообще, на этот вопрос довольно сложно ответить что-нибудь кроме «мне это интересно» и «мечтала об этом с детства». Все, что я могу сказать, - вполне очевидные, даже банальные вещи. Во многом на мое решение пойти в медицинский, сами того не желая, повлияли родители. Они и большая часть их окружения, если не врачи, то тесно связаны с медициной. Так что у меня была масса возможностей по достоинству оценить прелести врачебной специальности. Врач - это совершенно особенная, благородная профессия, требующая колоссальной отдачи, живого ума и даже самопожертвования. Она была нужна испокон веков, и будет нужна всегда, так как пока на Земле живут люди, они будут болеть. Эта профессия очень сложная, неблагодарная и от этого становится еще лучше.

В том, что эта профессия благородная сомнений нет, но почему ты считаешь, что она неблагодарная?

На враче всегда огромная ответственность! Один неверный шаг, одна ошибка в лечении, которая может стать фатальной и все… Привет «небо в клеточку и друзья в полосочку».

Еще может быть так: врач старается, лечит, отдает всего себя пациенту, но, несмотря на все старания, не может уже ничем помочь. Тогда опечаленные родственники начинают искать виноватых, и находят их, конечно же, во враче. Поэтому врач должен думать не только о больных, но и о том, как обезопасить себя в юридическом плане. Это если дело касается серьезных врачей: нейрохирургов, онкологов и т.д. Да и зарплаты у врачей невелики.

Каким врачом хочешь стать ты?

Это сложный вопрос. Я хочу получить несколько специальностей. Но в первую очередь - это врач-биофизик, потому что я уже учусь на него. А дальше посмотрим.

Чем конкретно занимаются врачи-биофизики?

Вообще, биофизика, как легко догадаться, находится на стыке физики и биологии, следовательно, врач-биофизик занимается изучением прохождения физических процессов в различных живых организмах. Это предполагает работу с применением всех знаний естественнонаучных дисциплин. Основываясь на их теоретической базе, врач-биофизик, к примеру, может заниматься разработкой и внедрением новых технологий лечения заболеваний, а может работать на сложном медицинском оборудовании. В общем, врачи-биофизики - теоретики в медицине. Их главными задачами являются диагностика болезней и изучение в лабораториях, что и как можно лечить.

Считаешь ли ты свою будущую профессию интересной?

Естественно! Биофизика предполагает научно-исследовательскую деятельность, то есть фактически от этой деятельности и зависит прогресс медицины. А о важности этого прогресса даже говорить нет необходимости.

Что увлекает тебя в ней больше всего?

Дальнейшую работу я представляю себе так: сидишь в лаборатории, расчеты не сходятся, рутина достала, на душе сразу печально становится… И тут ты вспоминаешь, насколько важными вещами ты занимаешься! И все снова хорошо, и не беда, что записи разнятся, все можно исправить. Мне кажется, это здорово! А во-вторых, само изучение человеческого тела и процессов в нем с точки зрения физики обладает какой-то поэтичностью. Мне представляется, будто человеческое тело - машина, а я механик.

Какой предмет твой самый любимый, и чем вы на нем занимаетесь?

Не могу выбрать что-то одно, в каждом предмете есть свое обаяние.

Какой день в обучении является для тебя самым памятным?

Как-то раз нас водили в медицинский центр, точнее просто разрешили там поприсутствовать. Специалисты из Москвы проводили конференцию для нашей профессуры: одной из тем, помню, была «Современные методы лечения заболеваний позвоночника». На пару часов удалось представить себя доктором медицинских наук.


Что ты чувствовала, посетив это мероприятие?

Гордость, что если смогу стать грамотным специалистом, то стану частью всего этого. Даже не знаю… Просто после этого мероприятия чувствовался такой эмоциональный подъем, такое воодушевление, что словами не передать. В голове одна мысль крутилась: « Я стану как они».

Какие, на данном этапе обучения, ты видишь плюсы и минусы своей профессии?

Я считаю, что, если ты видишь в своей будущей профессии хоть какие-то минусы, то она тебе не подходит и нужно искать что-то другое. Человек должен быть влюблен в дело, которым занимается.

Вот и я пока не вижу минусов, которые заслуживали бы внимания.

Ты говоришь, что серьезных минусов нет. Но все прекрасно знают, что обучение на медика является одним из самых сложных. Это не является для тебя минусом?

Чем сложнее, тем интересней. Простота скучна. Работать по специальности будет не легче. К этому нужно быть готовым. Тем более, как мне кажется, все специальности по-своему сложны, но если профессия подобрана на совесть, то эти сложности не кажутся такими уж сложными.

Врач - это сложная профессия, которая требует трудолюбия, усидчивости, тяги к знаниям, уверенности, а самое главное - любви к своему делу. Если вы чувствуете, что у вас все это есть, то собирайте свои документы и бегите в медицинский ВУЗ. В противном же случае, даже если вы сможете поступить на профессию врача, то скорее всего, испугавшись толстых учебников, бессонных ночей и множества других трудностей, сдадитесь не окончив и первого курса. Врач - это профессия (как и многие другие), где требуется неподдельная любовь к тому, чем занимаешься.

Фото из личного архива героини

Мне нравится

Ранее этот государственный стандарт имел номер 040900 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)
Приложение N 3 к приказу

Министерство образования Российской Федерации

Государственный образовательный

стандарт

высшего профессионального образования

Специальность

Квалификация – Врач-биофизик

Вводится с момента утверждения

2000

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040900 – Медицинская биофизика

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования

Российской Федерации(приказ Госкомвуза

РФ от 05.03.94 г. № 180.)

1.2. Квалификация выпускника – Врач-биофизик

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки Врача-биофизика по специальности 040900 – Медицинская биофизика (обучение проводится только по очной форме) - шесть лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Врач-биофизик подготовлен для внедрения и эксплуатации современной электронной медицинской диагностической и вычислительной техники, для внедрения количественных методов диагностики для научно-исследовательской деятельности с целью разработки и внедрения в медицинскую практику достижений медико-биологических наук, а также для педагогической деятельности в медицинских вузах.

Врач-биофизик предназначен для работы в лечебно-профилактических, клинико-диагностических, научно-исследовательских и учебных учреждениях системы Министерства здравоохранения РФ, РАМН и других ведомств в должностях врача-функциональной диагностики, врача лучевой диагностики, врача ультразвуковой диагностики, врача-лаборанта, старшего лаборанта, научного сотрудника, преподавателя.

Специалист должен знать:

  • теоретические и методические основы фундаментальных наук (биологии, математики, физики, химии), медико-биологических наук (морфологии, физиологии, общей патологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, фармакологии, радиобиологии, медицинской генетики, биофизики, биохимии), клинических (хирургии, терапии, неврологии, педиатрии) и прикладных (вычислительная техника, медицинская электроника) дисциплин, необходимых для самостоятельной работы в области исследований природы и механизмов развития патологических процессов, для совместной работы с врачами-лечебниками по постановке диагноза с целью совершенствования существующих и разработки новых методов диагностики, для внедрения новой электронной и вычислительной техники; разработки современных медицинских технологий;
  • методологические принципы изучения живых систем, включая принципы теории и практики планирования медико-биологического эксперимента, его технического и математического обеспечения;
  • качественные и количественные различия между здоровьем и болезнью, этиологию, патогенез и клинику наиболее часто встречающихся заболеваний, принципы их профилактики, лечения, а также общие закономерности нарушений функций систем организма;
  • принципы организации здравоохранения и документы, принимаемые в этой области, правила техники безопасности при работе с медицинским инструментарием и оборудованием, вопросы охраны труда и окружающей среды, основы правоведения и научной организации труда.

Специалист должен уметь:

  • оказывать неотложную врачебную помощь при обмороках, коллапсе, коме, шоке, острой сердечной и дыхательной недостаточности, инсульте, эпилептических припадках, аллергических реакциях, остром животе, травмах, отравлениях, обморожениях, переломах и кровотечениях, змеиных укусах и т
. д.;
  • выполнять общие врачебные манипуляции (перевязки, остановку кровотечения, инъекции лекарственных веществ, установление группы крови и резус-фактора, промывание желудка и кишечника, местную анестезию, транспортную и лечебную иммобилизацию при переломах костей, расшифровывать электрокардиограммы и оценивать результаты рентгенографических и радиологических исследований);
  • в целях изучения природы и механизмов развития патологических процессов формулировать задачу исследования, адекватно задаче выбирать объект и использовать современные физические, физико-химические, биофизические и медико-биологические методы исследования;
  • для решения проблем практического здравоохранения (сердечно--сосудистые заболевания, онкология, заболевания иммунной системы, медицинская генетика, заболевания нервной системы, трансплантация и др.) применять достижения математики, теоретической и экспериментальной физики и биофизики и на этой основе осуществлять диагностику заболеваний, совершенствовать существующие, разрабатывать новые методы диагностики и физиотерапии;
  • владеть основами современных методов морфологии (подготовка материала, чтение макро- и гистологических препаратов и электронограмм, морфометрия, цитофотометрия), методами оптической и электронной микроскопии, методами физиологии и патофизиологии (основные электрофизиологические, биофизические, манометрические и механографические методы оценки функций систем и органов организма), методами иммунологии (методы количественной функциональной оценки лимфоцитов, гуморальные и клеточные иммунные реакции, иммуноферментные методы), методами микробиологии (культивирование и идентификация микроорганизмов основных видов, методы определения вирулентности патогенных микроорганизмов, конструирование штаммов бактерий с новыми свойствами), методами медицинской генетики (цитогенетические, генеалогические, антропометрические методы, гибридологический анализ, близнецовый метод, популяционный анализ), молекулярной фармакологии (методы изучения метаболизма лекарственных и биологических веществ, методов изучения механизмов их действия), методами общей и медицинской радиобиологии (методы радиоизотопных исследований, методы изучения механизмов действия ионизирующих излучений на биологические объекты); методами экспериментальной хирургии (техника общего обезболивания, основные виды хирургических операций, используемых для изучения физиологии и моделирования патологических процессов);
  • владеть методами математического анализа, методами решения дифференциальных уравнений, основными методами математической физики, методами статистической обработки результатов наблюдений, методами планирования эксперимента;
  • владеть основами экспериментальных методов электрических, магнитных, оптических, спектроскопических, радиоэлектронных измерений;
  • владеть основами лабораторной техники физического эксперимента, методами физико-химического анализа;
  • интерпретировать экспериментальные результаты с целью выяснения молекулярных механизмов развития патологических процессов;
  • осуществлять мероприятия по изучению действия факторов внешней среды и предупреждению их неблагоприятного воздействия на организм; - соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
  • формулировать задачу исследования, выбирать адекватные методы и аппаратуру для ее решения, адекватные методы интерпретации результатов исследования с привлечением современной компьютерной техники;
  • на основе представлений современной физики, биофизики, мембранологии исследовать механизмы возникновения патологических процессов в организме человека;
  • совместно с врачами-специалистами участвовать в разработке новых методов диагностики, выполнять биологическое, биофизическое и математическое моделирование физиологических и патологических процессов на различных уровнях организации живых систем;
  • совместно с врачом-специалистом устанавливать с помощью современной функционально-диагностической и вычислительной техники диагноз больных с основными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, органов мочеотделения, эндокринной системы, при расстройствах питания и нарушения обмена веществ, заболевания крови и кроветворных органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболеваниями нервной системы;
  • способствовать эффективному использованию современной функциональной диагностической аппаратуры, устранять основные неисправности электронно-медицинской аппаратуры, обеспечивать поверку и петрологическую службу, способствовать снижению материальных затрат на медицинское обслуживание населения.
  • 1.4. Возможности продолжения образования выпускника – Врача-биофизика,

    освоившего основную образовательную программу высшего профессионального

    образования по специальности 040900 – Медицинская биофизика

    Выпускник подготовлен для продолжения образования в ординатуре и аспирантуре по программам послевузовского профессионального образования.

    2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

    2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента среднее (полное) общее образование.

    2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или высшего профессионального образования.

    3.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

    ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    040900 – Медицинская биофизика

    3.1. Основная образовательная программа подготовки Врача-биофизика разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

    3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки Врача-биофизика, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

    3.3. Основная образовательная программа подготовки Врача-биофизика состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

    3.4. Основная образовательная программа подготовки Врача-биофизика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию (дипломная работа):

    цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

    цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

    цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

    цикл ДС - дисциплины специальности;

    ФТД - факультативы.

    4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

    ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА

    ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    Наименование дисциплин и их основные разделы

    Всего часов

    (общая трудоемкость )

    Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

    Федеральный компонент:

    Иностранный язык.

    Закрепление программы средней школы, изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для чтения и перевода оригинальной иноязычной литературы по специальности.

    Различные виды речевой деятельности, чтение и др., позволяющие использовать иностранный язык как средство профессионального общения (письменного и устного).

    Навыки обработки текстов по специальности для использования полученной информации в профессиональных целях: перевод, аннотирование, реферирование (на родном и иностранном языках).

    Навыки устного общения (аудирование, диалогическая и монологическая речь), позволяющие участвовать в профессиональном общении с иностранными коллегами в объеме тем, указанных в программе по дисциплине “иностранный язык” для студентов медицинских и фармацевтических вузов

    Физическая культура.

    Отечественная история.

    История России как неотъемлемая часть истории человечества. Основные закономерности и особенности мировой истории сквозь призму национальной российской истории. Воздействие русской истории на мировой процесс. Представления об истории человечества и ее основных этапах как важный фактор формирования ценностных ориентации и определения гражданской позиции современного человека. Проблемы методологии истории; соотношение политических, экономических, духовных факторов в истории; роль религии и религиозных представлений. Критерии познания истории; типы и формы цивилизаций. Новые подходы к проблеме "человек в истории"; история повседневной жизни, образ жизни и нравы; политические лидеры, полководцы

    и реформаторы в истории. Социальная история, взаимодействие революций

    и реформ. Место и роль России, российской цивилизации и культуры в истории человечества. Характерные черты европейской и восточной цивилизаций. Основные этапы мировой истории. Древний мир: роль античного наследия для европейской культуры; вклад восточных цивилизаций (Китая, Индии, арабского Востока и др.); Россия и кочевнический мир. Средние века: формирование национальных государств; авторитарная власть и появление сословного представительства; гуманизм и реформация; роль христианства в европейской цивилизации; формирование православия в России. Новая история: история географических открытий, расширивших границы мира; промышленная революция и ее последствия; ХУШ век-век просвещения

    и гуманизма; Россия открывает окно в Европу; российские реформы и реформаторы в XIX веке; вклад русской культуры в мировую культуру. Новейшая история (XX век): роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизация; социальная трансформация общества; столкновение интернационализма и национализма, интеграции

    войны; роль Советского Союза в победе над фашизмом; история

    холодной войны. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития; интеграция науки и образования. Российский фактор в политической, социальной и духовной истории XX столетия. Геополитические изменения в мире на рубеже 1800-90-х годов.

    Культурология.

    Структура и состав современного культурологического знания.

    Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная

    антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы,

    культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

    Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая

    культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

    Политология.

    Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мировогополитического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

    .06

    Правоведение.

    Медицинское право, биоэтика и деонтология - важные нормативные системы в сфере охраны здоровья граждан. Государство и право. Их роль в жизни общества. Нормы права и нормативно-правовые акты.

    Правосознание и правовая культура врача. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права, как гаранты обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Правовые основания управления здравоохранением. Медицинское право. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Права пациентов и медицинских работников. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Тайна усыновления ребенка. Концепция планирования семьи. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Особенности регулирования труда медицинских работников. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Профессиональные и должностные правонарушения медицинского персонала и их профилактика. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Врачебная тайна. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Актуальные проблемы медицины и права.

    Психология.

    Предмет, объект и методы психологии. Роль психологических знаний в работе врача. Основные научные школы современной психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Влияние личности пациента на возникновение, течение болезни и возможности влияния болезни на его психику. Личность врача как фактор доверия к нему пациента. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Уровни поведения. Современные представления о научении. Поведенческий подход к пониманию аномального поведения. Модификация поведения с позиций научения. Научение и личность. Психологическая характеристика деятельности как сугубо человеческого поведения. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Воля как сознательная организация и саморегуляция личностью своей деятельности. Понятие о фрустрации. Механизмы интрапсихической защиты. Развитие личности в деятельности и здоровье. Врач и пациент как партнеры в управлении деятельностью, направленной на здоровье пациента. Мотивация поведения. Осознанные и неосознанные мотивы Мотивы и смысл. Мотивация и здоровье. Мотивация и болезнь. Психологический смысл болезни. Восприятие мира. Свойства восприятия как субъективного образа мира. Подпороговое восприятие. Восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Внутренняя картина здоровья. Внутренняя картина болезни. Лечебное воздействие. Познавательные процессы. Эмоциональные процессы. Эмоциональное обеспечение поведения. Факторы, вызывающие эмоции. Психология горя. Профилактика страха и тревожности. Психология общения. Особенности профессионального общения медика.

    Трансфер и контртрансфер. Каналы коммуникации, Психология групп. Структура группы и ее измерение. Групповая динамика. Врач как член профессиональной группы. Терапевтические группы. Семья как малая группа.

    Педагогика.

    Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Медицинская педагогика. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача. Обучение больных, медицинского персонала. Обучающие программы в работе с семьей пациента.

    Русский язык и культура речи.

    Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной

    речи. Язык и

    стиль распорядительных документов. Язык и, стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

    Социология.

    Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность

    и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

    Философия.

    Предмет философии. Место и роль философии в культуре (медицине). Исторические типы и направления в философии. Основные этапы исторического развития философской мысли. Философия в развитии русской духовности. Структура философского знания Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства, времени и движения. Жизнь как специфическая форма

    движения материи. Научные, философские и религиозные картины мира. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Развитие, его модели и законы. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус земной жизни. Человек, общество, культура. Человек и природа . Производство и его роль в жизни человека. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек как творец и творение культуры. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и эмпирическое познание. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Отражение мира в сознании как познание. Творческое “конструирование” знания. Практика. Наука. Научное и вненаучное знание. Истина и её критерии. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины. Философско-этические проблемы в медицине (биоэтика).

    Экономика

    .

    Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг. Фирма. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Производительность. Конкуренция и структура рынка. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ЧНП. Национальный доход. Личный доход. Совокупные спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Виды и уровень безработицы. Меры

    борьбы с безработицей. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Фискальная политика. Основные статьи доходов и расходов госбюджета. Банковская система. Международная экономика. Развитие экономической науки. Основы прикладной экономики. Предпринимательство. Виды предприятий. Виды ценных бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка результатов хозяйственной деятельности. Понятие банкротства. Основы маркетинга. Виды рекламы. Налоги. Налоговая система. Финансовые институты. Механизм действия бирж, страховых и инвестиционных компаний. Основы потребительских знаний. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.

    Биоэтика.

    Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения. Права пациента и врача. Этические основания современного медицинского законодательства. Применение этических принципов при использовании новых биомедицинских технологий.

    История медицины и фармации.

    Влияние среды обитания на здоровье человека, изыскание эффективных средств лечения и профилактики, диагностики, взаимоотношения врача и пациента, место врача в обществе; представление о медицинских системах и медицинских школах; учение о здоровом образе жизни. Народная и традиционная медицина. Магическая и демонологическая медицины. Медицинское образование. Первые медицинские учреждения. Влияние мировых религий на медицину. Выдающиеся деятели медицины и фармации. Выдающиеся медицинские открытия, Влияние гуманистических идей на медицину. Влияние научной революции и технической программы на развитие медицины. Особенности отечественной истории медицины. Проблемы врачебной этики и деонтологии в истории отечественной медицины и на современном этапе.

    Латинский язык и основы терминологии

    Дисциплины и курсы по выбору студента,устанавливаемые вузом:

    Естественно-научные, математические и медико-биологические дисциплины

    Федеральный компонент:

    Математика.

    Основы высшей математики: математический анализ и аналитическая геометрия, линейная алгебра, теория вероятностей и

    математическая статистика, теория дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных, элементы прикладной математики, математическое моделирование и обработка результатов измерения.

    Информатика.

    Теоретические основы информатики. Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах. Технические средства информатизации. Использование ЭВМ в здравоохранении.

    Основные законы физики, физические явления и процессы, законы механики, оптики, атомной физики, электродинамики, физики волновых явлений, устройство и назначение научной и медицинской аппаратуры, физические принципы ее работы.

    Химическая природа веществ. Химические явления и процессы, основы органической, неорганической и физической химии. Химия биология и медицина.

    Биология с экологией

    .

    Зоология беспозвоночных и позвоночных. Эмбриология. Общие закономерности происхождения и развития жизни. Антропогенез и онтогенез человека. Биосфера и экология. Основы общей генетики и генетики человека.

    Медико-биологические дисциплины

    Общая и медицинская генетика.

    Геном человека. Современные представления о структуре и функции генов. Молекулярно-генетические подходы к диагностике и профилактике наследственных заболеваний.

    Морфология (анатомия, гистология, цитология).

    Строение человеческого тела во взаимосвязи с функцией и топографией систем и органов. Развитие и индивидуальные особенности. Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов. Гистофункциональные особенности тканевых элементов. Методы их исследования.

    Физиология.

    Функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии внешней среды. Закономерности функционирования отдельных органов и систем.

    Микробиология и вирусология.

    Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние на здоровье человека. Методы микробиологической диагностики. Применение основных антибактериальных, противовирусных препаратов.

    Молекулярная фармакология.

    Классификация и основные характеристики лекарственных средств. Фармакодинамика и фармакокинетика. Показания и противопоказания к применению лекарственных средств, применение и побочные эффекты.

    Общая патология (патологическая анатомия и патофизиология).

    Структурные основы болезней и патологических процессов. Морфологические изменения органов и тканей при патологических процессах. Причины, механизмы развития и исходы патологических процессов. Закономерности нарушения функции органов и систем.

    Общая и клиническая иммунология.

    Механизмы функционирования иммунной системы. Основные уровни нарушения иммунных процессов. Методы оценки иммунного статуса человека. Современные иммуномодулирующие срества.

    Общая и медицинская радиобиология.

    Физические основы ядерной медицины. Действие ионизирующих излучений на организм человека. Теории радиобиологического эффекта. Биологическое действие инкорпорированных радионуклидов. Лучевая болезнь человека. Противолучевая защита организма человека. Лечебное действие ионизирующих излучений. процессов.

    Национально-региональный (вузовский компонент):

    до 15% общего

    объема цикла

    Профессиональные дисциплины

    Федеральный компонент:

    Клинические дисциплины.

    Сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента, владение алгоритмом решения задач диагностики, лечения больных и профилактики заболеваний, навыками профессионального врачебного поведения. Ведение медицинской документации

    .

    Педиатрия.

    Неврология и психиатрия.

    Внутренние болезни, военно-полеая терапия.

    Клиническая и экспериментальная хирургия.

    Экстремальная хирургия.

    Военная гигиена и эпидемиология.

    Лучевая диагностика и терапия

    Военная и экстремальная медицина

    Национально-региональный (вузовский) компонент

    15% от общего объема цикла

    Дисциплины специальности

    Биофизика

    Биохимия.

    Медицинская электроника.

    Физиологическая кибернетика.

    Современные проблемы медико-биологической науки.

    Национально-региональный (вузовский) компонент:

    15% от общего объема цикла

    Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом:

    Всего часов теоретического обучения:

    Квалификационная (дипломная) работа:

    Практики:

    5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

    ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА

    ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    040900 – Медицинская биофизика

    5.1. Срок освоения основной образовательной программы

    подготовки Врача при очной форме обучения составляет

    306 недель, в том числе:

    Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии

    230 недель

    Практики

    Биологическая

    Лаборантская

    Биофизическая

    Преддипломная

    15 недель

    Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы

    17 недель

    Каникулы

    (включая 4(8 ) недели последипломного отпуска)

    44 (48) недели

    5.2. Максимальный объем учебной нагрузки (общая трудоемкость) студента устанавливается

    54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

    5.3. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения

    36 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.

    При формировании основной образовательной программы вуз обязан выделить на аудиторные занятия со студентами

    2/3 объема времени общей трудоемкости, на лабораторные, практические занятия – не менее 30% от аудиторного времени.

    Самостоятельная работа студентов при изучении всех дисциплин настоящей образовательной программы должна составлять не менее

    1/3 объема времени общей трудоемкости .

    5.4. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять

    6-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

    6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

    ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

    ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    040900 – Медицинская биофизика

    6.1. Требования к разработке основной образовательной

    программы подготовки Врача-биофизика

    6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки Врача-биофизика на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

    Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

    Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

    По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

    6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное

    заведение имеет право:

    Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах

    15%;

    Формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: иностранный язык (в объеме не менее 340 часов), физическая культура (в объеме не менее 408 часов), философия, отечественная история. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. УМО рекомендует включать также в качестве обязательных такие дисциплины, как психология и педагогика, правоведение, биоэтика, история медицины, латинский язык и основы терминологии. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки(специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла;

    Осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

    Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, естественно-научных дисциплин;

    Осуществлять в медицинских и фармацевтических вузах преподавание вопросов анатомии, физиологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, предусмотренных в программе “Физическая культура” для студентов вузов РФ, только на профильных кафедрах.

    6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

    Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью (не менее 3 лет); преподаватели по всем медико-биологическим, клиническим и дисциплинам специальности, как правило, должны иметь ученую степень (не менее 60% кандидатов и 10% -докторов наук) и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере

    (не менее 3 лет);

    К педагогической деятельности, в сфере медицинского и фармацевтического профиля, не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или медицинскими противопоказаниями.

    6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

    Лабораторный практикум должен быть обеспечен дисциплинами химия, физика, информатика, биология с экологией, морфология, физиология, микробиология, общая патология, молекулярная фармакология, иммунология, генетика, радиобиология, медицинская электроника, биохимия, биофизика, физиологическая кибернетика.

    Семинарами и практическими занятиями должны быть обеспечены дисциплины история, экономика, философия, культурология, биоэтика, политология, социология, психология, педагогика, иностранный язык, латинский язык, физическое воспитание, математика.

    Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием учебно-методических пособий и рекомендаций, наглядными пособиями, аудио- и видиоматериалами по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, дипломному проектированию, практикам.

    Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы(по 2 комплекта):

    Акушерство и гинекология

    Аллергология

    Ангиология и сосудистая хирургия

    Анестезиология и реаниматология

    Анналы хирургии

    Антибиотики и химиотерапия

    Архив патологии

    Бюллетень экспериментальной биологии и медицины

    Бюллетень нормативных актов

    Вестник дерматологии и венерологии

    Вестник интенсивной терапии

    Вестник отоларингологии

    Вестник офтальмологии

    Вестник рентгенологии и радиологии

    Вестник хирургии им. И.И. Грекова

    Военно-медицинский журнал

    Вопросы вирусологии

    Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры

    Вопросы медицинской химии

    Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии

    Вопросы онкологии

    Вопросы питания

    Высшее образование в России

    Гематология и трансфузиология

    Гигиена и санитария

    Грудная и сердечно-сосудистая хирургия

    Журнал вопросы нейрохирургии

    Журнал высшей нервной деятельности

    Журнал микробиологии и эпидемиологии

    Журнал неврологии и психиатрии

    Здравоохранение Российской Федерации

    Иммунология

    Иммунология. Аллергология

    Инфекции, передаваемые половым путем

    Кардиология

    Клиническая геронтология

    Клиническая и лабораторная диагностика

    Клиническая медицина

    Клиническая фармакология и терапия

    Медико-социальная экспертиза

    Медицина труда и промышленности

    Медицинская газета

    Медицинская радиология

    Медицинская техника

    Медицинский вестник

    Международный медицинский журнал

    Молекулярная генетика, микробиология и вирусология

    Морфология

    Нефрология

    Онкология

    Офтальмохирургия

    Патологическая физиология и экспериментальная терапия

    Педиатрия

    Проблемы гематологии и переливания крови

    Проблемы социальной гигиены и истории медицины

    Проблемы туберкулеза

    Проблемы эндокринологии

    Психологический журнал

    Пульмонология

    Российский вестник перинатологии и педиатрии

    Радиационная биология

    Российский вестник гастроэнтерологии, гепатологии и колопроктологии

    Российский журнал кожных и венерических болезней

    Российский медицинский журнал

    Российский онкологический журнал

    Русский медицинский журнал

    Сестринское дело

    Социальная и клиническая психиатрия

    Стоматология

    Судебно-медицинская экспертиза

    Травматология и ортопедия

    Терапевтический архив

    Токсикологический вестник

    Ультразвуковая диагностика

    Урология

    Успехи современной биологии

    Успехи физиологических наук

    Фармакология. Токсикология

    Фармация

    Физиология и морфология

    Физиология человека

    Химико-фармацевтический журнал

    Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова

    Цитология

    Экспериментальная и клиническая фармакология

    Эндоскопическая хирургия

    Эпидемиология и инфекционные болезни

    Обеспеченность обучающихся обязательной (с грифом Минздрава РФ) учебной литературой по каждой дисциплине государственного образовательного стандарта лицензируемой специальности должна составлять – 0,5 экземпляров, а библиотечный фонд – не менее 125 единиц на одного обучающегося очной формы

    подготовки.

    6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

    Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, клинической дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом (количество помещений для размещения кафедр определяется из расчета не менее 18 кв.м учебных и учебно-лабораторных помещений на 1 студента).

    6.5. Требования к организации практик

    Проведение практик обеспечивается наличием соответствующей материально-технической базы, учебно-методическими пособиями, положением о проведении практик, разрабатываемым вузом.

    1.Биологическая (учебная) практика - 4 недели на втором семестре

    2.Лаборантская практика – 3 недели на шестом семестре.

    3.Биофизическая практика - 4 недели на восьмом семестре.

    4.Преддипломная практика - 4 недели на десятом семестре.

    6.5.1. Учебная биологическая практика

  • Практика проводится по медико-биологическим и естественно-научным дисциплинам.
  • Задачами практики являются:

    Обучение студентов навыкам планирования и проведения экспериментальных исследований, обращению с экспериментальными лабораторными животными, работы с научной литературой, анализа полученных экспериментальных данных;

    Обучение студентов основам систематики и биометрии;

    Изучение студентами разделов “Экология” и “Экология человека” и освоение ими практических навыков по этим разделам.

    Во время учебной практики студент должен получить навыки:

    Логического мышления: строить обоснованные суждения и умозаключения;

    Формирования экспериментальной выборки, разработки схемы проведения эксперимента, основных биометрических методов обработки результатов эксперимента; анализа данных лабораторных и инструментальных методов исследования, систематики различных групп животных; проведения определения экологического состояния природной среды, специфики проведения экспериментов в области прикладной экологии.

    6.5.2. Производственная практика

    Лаборантская практика после 3 курса

    • Во время лаборантской практики студент 3 курса должен ознакомиться с работой кафедральных и научных коллективов, с научными направлениями, методами исследования, с основной литературой по изучаемым проблемам, участвовать в постановке и проведении экспериментов;
    • За время проведения лаборантской практики студент должен получить навыки:

    Работы с научной литературой, разработки схем постановки и проведения эксперимента, анализа его данных и формулировки выводов экспериментальных исследований.

    Производственная практика после 4 курса

    Во время производственной практики студент 4 курса должен ознакомиться с опытом работы кафедры (отдела, лаборатории), участвовать в проведении экспериментальной работы научного коллектива, ознакомиться с научной литературой по изучаемым проблемам.

    За время проведения производственной практики студент должен получить навыки:

    Работы с современной исследовательской аппаратурой, вычислительной техникой,

    Применения основных математических и статистических методов обработки результатов экспериментов, в том числе с использованием современной компьютерной техники.

    Производственная (преддипломная) практика после 5 курса

    Во время производственной (преддипломной) практики студент 5 курса должен освоить методы исследования, начать сбор фактического экспериментального или клинического материала для разработки квалификационной (дипломной) работы, определяемой ее темой и научным направлением кафедры (отдела, лаборатории).

    За время проведения производственной (преддипломной) практики студент должен получить навыки:

    Работы с современными инструментальными и лабораторными методиками,

    Использования современной компьютерной техники для выполнения квалификационной (дипломной) работы,

    Написания обзора научной литературы,

    Обработки полученных результатов и их анализа согласно требований, предъявляемых к выполнению квалификационных (дипломных) работ.

    7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКАПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    040900 – Медицинская биофизика

    7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

    Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

    Специалист должен знать:

    • теоретические и методические основы фундаментальных и медико-биологических наук, клинических дисциплин и дисциплин специальности, необходимых для самостоятельной работы в области исследований природы и механизмов развития патологических процессов, для совместной работы с лечащими врачами по постановке диагноза, разработки новых методов диагностики, внедрения новой электронной и вычислительной техники, разработки современных медицинских технологий;
    • качественные и количественные отличия болезни от здоровья, этиологию, патогенез и клинику наиболее часто встречающихся заболеваний, принципы их профилактики, диагностики, лечения;
    • основы обработки диагностической и медико-биологической информации с помощью современных компьютерных технологий;
    • принципы действия, область применения современной биофизической аппаратуры и методических подходов для проведения научного эксперимента и клинической диагностики;
    • правила техники безопасности при работе с медицинской аппаратурой, вопросы охраны труда и окружающей среды, основы правоведения и научной организации труда.

    Специалист должен уметь:

    • оказывать неотложную врачебную помощь при обмороках, коллапсе, острой сердечной и дыхательной недостаточности, инсульте, аллергических реакциях, остром животе, травмах, отравлениях, обморожениях, переломах и кровотечениях и т.д.;
    • выполнять общеврачебные манипуляции: перевязки, остановку кровотечения, инъекции лекарственных веществ, установление группы крови и резус-фактора, промывание желудка и кишечника, местную анестезию, транспортную и лечебную иммобилизацию, расшифровывать электронограммы, оценивать результаты рентгенографических и радиологических исследований;
    • формулировать задачу исследования, адекватно задаче выбирать объект и методы исследования;
    • владеть основами современных методов морфологии, физиологии и патофизиологии, иммунологии, микробиологии, медицинской генетики, молекулярной фармакологии, общей и медицинской радиобиологии, методами электрических, магнитных, оптических, спектроскопических и радиоэлектронных измерений, методами статистической обработки результатов наблюдений, методами планирования эксперимента;
    • на основе представлений современной физики и биофизики исследовать механизмы возникновения патологических процессов;
    • совместно с врачами-специалистами участвовать в разработке новых методов диагностики, выполнять биологическое, биофизическое и математическое моделирование патологических процессов на различных уровнях организации живых систем;
    • совместно с врачом-специалистом устанавливать с помощью современной функционально-диагностической и вычислительной техники диагноз больных с основными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеотделения, эндокринной системы, при расстройствах обмена веществ, заболеваниях крови и кроветворных органов, заболеваниями нервной системы;
    • способствовать эффективному использованию современной функционально-диагностической аппаратуры, устранять основные неисправности электронно-медицинской аппаратуры, обеспечивать их поверку, способствовать снижению материальных затрат на медицинское обслуживание населения;
    • использовать знания иностранного языка для профессионального общения (устного и письменного) и работы с оригинальной литературой по специальности;

    Пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой для здоровья.

    7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста .

    7.2.1. Итоговая государственная аттестация Врача-биофизика включает квалификационную (дипломную) работу, выполнение и защита которой позволяет выявить теоретическую и практическую подготовку к решению профессиональных задач.

    7.2.2. Требования к итоговой государственной аттестации (выполнение и защита дипломной работы).

    Выполнение дипломной работы имеет своей целью:

    • систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применению этих знаний при решении конкретных научных и практических задач;
    • развитие профессиональных навыков, ведение самостоятельной научно-исследовательской работы и овладение методиками исследования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;
    • выяснение степени подготовленности студентов для самостоятельной работы в условиях современного развития медицинской науки и практического здравоохранения.

    Сроки выполнения дипломной работы определяются государственным образовательным стандартом и учебным планом вуза. Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития медицинской науки и практического здравоохранения. Порядок защиты дипломных работ определяется Положением о ГАК.

    Составители

    :

    Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов

    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 040900 – Медицинская биофизика (15 ноября 1999 протокол № 2)

    .

    Председатель Совета УМО__________________________________Пальцев М.А.

    Заместитель председателя Совета УМО ______________________Денисов И.Н.

    Начальник отдела УМО____________________________________Уткина Т.Б.

    Согласовано:

    Руководитель департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава РФ___________________________________Володин Н.Н.

    Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования РФ

    Начальник управления____________________________________Шестаков Г.К

    Заместитель начальника управления_________________________Сенашенко В.С.

    Главный специалист управления____________________________Сенаторова Н.Р.

    Биофизик — специалист по изучению биологических проблем, причина которых — физико-химические жизненные процессы.

    Заработная плата

    25.000–45.000 руб. (zarplat.info)

    Место работы

    Биофизики востребованы в научных лабораториях, медицинских центрах, институтах, сельскохозяйственных отраслях.

    Обязанности

    Специальность биофизика связана с изучением биологических различных процессов или явлений при помощи лабораторных экспериментов и математических вычислений. Сама по себе наука подразумевает выявление взаимосвязей между физическими и химическими процессами.

    Биофизик должен обладать математической подготовкой, уметь обращаться с лабораторно-электронной техникой, вести записи по экспериментам, делать правильные выводы.

    Важные качества

    В профессии, прежде всего, важна склонность к естественным наукам, исследованиям, одновременно математический склад ума и аналитическое мышление. В карьере чаще успешными оказываются креативные представители, способные к нестандартным решениям.

    Отзывы о профессии

    «Если говорить образно, метафорически, то на кафедре биофизики мы готовим десятиборцев, каждый из которых при желании может свернуть горы и установить рекорды в конкретной области знания за счет концентрации усилий на базе всестороннего развития. Как физики, биофизики изучают механизмы фундаментальных взаимодействий, лежащих в основе биологических процессов».

    А. Б. Рубин,
    заведующий кафедрой биофизики биологического факультета МГУ.

    Стереотипы, юмор

    При одном слове «биофизик» возникает образ бородатого мужчины, которые не вылезает из лаборатории. В действительности все наоборот. Прогрессивная отрасль все больше привлекает молодых людей.

    Обучение

    Необходимо высшее профильное образование по направлению «Биология» или «Медицинская биофизика».

    Высшее образование можно получить в таких вузах, как: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.

    Ведущие вузы Москвы: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова.

    Дорогие школьники и абитуриенты!
    На этой странице рассказывается о том, чему учат на отделении медицинской биофизики медико-биологического факультета в Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова.

    Мы будем рады, если Вы заинтересуетесь биофизикой и придете к нам учиться.


    Профессор Анатолий Николаевич Осипов, заведующий кафедрой медицинской биофизики
    .


    Что такое медицинская биофизика?

    Самое простое определение – это наука о физических процессах и явлениях, имеющих место в биологических системах, и в первую очередь у человека, в нормальном состоянии и при заболеваниях. Например: одним из самых популярных объектов изучения у биофизиков являются мембраны клеток и внутриклеточных органелл, так вот при заболеваниях изменяется (обычно увеличивается) проницаемость мембран, изменяется их вязкость, замедляется работа белков, встроенных в мембраны. Если проницаемость мембран сделать такой, какова она была у здорового человека, то клетка будет нормально функционировать и человек поправится. Главными задачами медицинских биофизиков являются – изучение механизмов развития болезней человека, разработка новых методов диагностики и лечения, создание новых лекарств, предупреждение об опасностях тех или иных заболеваний или повреждений.

    Где работают медицинские биофизики?

    1. Конечно, основным направлением образования медицинских биофизиков является подготовка высококлассных специалистов-исследователей для научных лабораторий. Сегодня многие выпускники кафедры медицинской биофизики работают в лучших лабораториях России, США и Европы. Самые выдающиеся выпускники стали членами Российской академии наук и Российской академии медицинских наук. Они возглавляют научно-исследовательские институты, лаборатории и кафедры университетов.
    2. Вторым по популярности направлением работы выпускников являются клинические лаборатории по функциональной диагностике (они проводят анализ электроэнцефалограмм, проводят ультразвуковые исследования и работают на современных томографах) и лаборатории клинической лабораторной диагностики (в этих лабораториях проводится автоматизированный анализ составных частей крови и клеток и ставится предварительный диагноз больному).
    3. Третьим по упоминанию, но не по важности, является работа выпускников кафедры медицинской биофизики в качестве преподавателей ВУЗов. Наши выпускники работают не только на кафедре медицинской биофизики, которую они заканчивали, но практически на любых кафедрах медико-биологического профиля и естественнонаучного направления многих ВУЗов России и за рубежом. Для работы в качестве преподавателя университета, скажем в США, выпускнику медико-биологического факультета (в отличие от выпускников лечебников) не требуется сдачи экзаменов и получения дополнительных сертификатов.

    Какие предметы изучают студенты отделения медицинской биофизики?

    Кругозор студентов отделения медицинской биофизики очень широк. За 6 лет учебы в университете они проходят комплекс естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. На первых курсах студенты получают знания по математическим наукам (математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика), по физике (все разделы физики: от механики до ядерной физики), по химии (6 дисциплин: от неорганической химии до биохимии, включая физическую химию) и по биологическим наукам (собственно биология, которая включает зоологию, цитология (наука о строении клетки), гистология (наука о строении тканей) и анатомия).

    Кроме естественнонаучных дисциплин на начальных курсах преподают философию, историю, английский язык, латынь.

    На третьем курсе у студентов отделения медицинской биофизики начинаются профессиональные дисциплины: это молекулярная и клеточная биофизика, биофизика органов и тканей и биофизика патологических процессов. Лекционные курсы идут параллельно с практическими занятиями, где студентов учат основным законам биофизики и правилам научно-исследовательской работы в лаборатории.

    С 4 курса студенты отделения медицинской биофизики постепенно знакомятся с клиническими дисциплинами, такими как диагностика и лечение внутренних болезней, экспериментальная и клиническая хирургия, целым комплексом курсов по нервным болезням (неврология, нейрохирургия, диагностика). Кроме того студенты проходят курсы и специальных клинических дисциплин – болезни уха, горла, носа (или оториноларингология), глазные болезни, педиатрию психиатрию и некоторые другие.

    На 6-м курсе все студенты медико-биологического факультета защищают дипломную работу по научно-исследовательской или клинической работе и получают диплом.



    Организатор кафедры медицинской биофизики

    Организатором и первым заведующим кафедрой медицинской биофизики является академик РАМН, профессор Юрий Андреевич Владимиров . Кафедра медицинской биофизики (при создании она называлась просто кафедрой биофизики) была создана в 1964 году и первоначально существовала как курс биофизики. Работа кафедры как учебного подразделения была неразрывно связана с научно-исследовательской работой. Основным направлением научной деятельности кафедры было исследование молекулярных механизмов повреждения биологических мембран в норме и при патологических процессах. Было обнаружено, что главным процессом, из-за которого мембраны перестают работать, является процесс перекисного окисления липидов (который во многом аналогичен процессу прогоркания жиров, вследствие их окисления). За исследования в области реакций перекисного окисления липидов как основного процесса повреждения мембран профессор Юрий Андреевич Владимиров и профессор кафедры Дмитрий Иванович Рощупкин получили Государственную премию СССР в 1983 году.

    Кто сегодня возглавляет кафедру медицинской биофизики?

    С 2005 года кафедру медицинской биофизики возглавляет профессор Анатолий Николаевич Осипов , выпускник кафедры медицинской биофизики. Сегодня на кафедре работает 6 профессоров и 6 доцентов, которые читают лекции и ведут практические занятия у студентов всех отделений медико-биологического факультета. При кафедре медицинской биофизики организован научно-исследовательский отдел. Одним из основных направлений научно-исследовательской работы является исследование роли свободнорадикальных процессов в развитии болезней человека и защита клеток и тканей с помощью антиоксидантов.