Монтаж

Троице гледенский монастырь церковь успения. Троицкий собор

Т роице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.

В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.

О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.

Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.

Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор , затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.

Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге . Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.

Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.

Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.

Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).

Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.

Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь.

Не действующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга. Его здания находятся в ведении Великоустюгского музея-заповедника.

О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.

Возвращаясь из Опок, решили заехать и в Морозовицу. Я там была раньше, но в монастырь как-то не получалось попасть. То закрыт, то на реставрации.




Едем, любуюсь небом)


Странные постройки. Я думаю-зерносушилки.


Какой новенький домик!


Бабуля вышла погулять...


Эх, дороги...


Мы едем по более-менее приличной дороге. Дорога к храму.


И здесь работают художники на каждом углу, как и в В-Устюге


Строится часовенка


Подъехали

Троице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга.
Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.


В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.


Место слияния рек Сухоны и Юга.


Вид на Великий Устюг от Троице – Гледенского монастыря


Любуемся красотами


Сторожевая башня монастыря(1759-1763)


Трава по пояс)


Святые и Северные (хозяйственные) ворота


Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование.


Монастырь - не действующий, поэтому вид монастырского дворика очень отличается от двора действующего монастыря. Здесь на территории живёт сторож, но двор выглядит как-то неприглядно, не по-монастырски.


Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора


Его возведение продолжалось восемь лет (1776 - 1784 год) на пожертвования устюжан.


Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.


Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь...


Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).


Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы.


Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.


Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым.

Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера...

А мы выходим из собора и отправляемся в Великий Устюг.


Снова проезжаем деревню Морозовицу.


А впереди - заливные луга


Широка и привольна
Ты, родная страна!
Как светла твоих рек,
Твоих озер глубина!
Как обширны поля
И обильна земля,
Сколько сил таит она!


Заливные луга Красного острова


Наше будущее. И так приятно смотреть на этих ребятишек!!! А они любуются просторами!


Меж кустов течёт речка Шарденьга


Подъезжаем к мосту через Сухону


Вид на В-Устюг (перед въездом на мост)


ДЫМКОВО. (напротив В-Устюга) ВИД С МОСТА через Сухону

Один из самых древних монастырей на севере России - монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, расположенный вблизи города Гледен. Этот город заложил в конце 12 века князь Всеволод. Расположен он был на холме, вблизи перекрестка речных путей. Примерно в то же время возле города был построен и монастырь.

От места, где находился Гледенский монастырь видно, как соединяют свои воды реки Сухона и Юг. В двадцати километрах от этого места в древности проходила главная дорога Русского Севера. На Сухоне стоит город Устюг. Название города произошло именно от его расположения: Усть-Юг. Благодаря своему расположению, на перекрестке всех путей, когда-то он был одним из главных городов России.

А вот у Гледена, история более запутанная и загадочная. Об этом городе сохранилось мало сведений. Предания и легенды представляют Гледен славным и богатым городом. Говорят, что погубили его татары, которые польстились на золото и богатства устюжан. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что он был разгромлен в середине 15 века, как следствие жестоких междоусобиц и войн между русскими князьями. После этого город так и не был восстановлен, но мужской Троице-Гледенский монастырь был восстановлен устюжанами. Его буквально возродили из пепла.

Он просуществовал долго, и в течении нескольких веков был свидетелем еще многих событий, которые происходили в этих местах: реформы Петра I, секуляризация при Екатерине II и.т.д. В 1841 году монастырь был упразднен, а в 1912 году он был вновь открыт как женская обитель. Окончательное закрытие произошло в 1925 году. После закрытия, монастырские строения использовались колонией для беспризорников, потом здесь был устроен детский дом-изолятор. Еще в зданиях монастыря был пересыльный пункт, где держали раскулаченных, и дом престарелых.

Монастырь строился в конце 18 века. Тогда богатые устюжские купцы выделили средства на реконструкцию Троицкого собора, затем были перестроены церкви Успения Богоматери и Тихвинская, больничная палата. Позже, в начале 19 века, Троицкий собор был соединен крытой галереей с Тихвинской церковью, и началось строительство каменной ограды. К сожалению, из-за нехватки денег, ограждение осталось незавершенным. Надо отметить, что почти все каменные строения монастыря не были подвергнуты последующим переделкам, поэтому сохранили свои первоначальные формы неизменными. Этот факт придает комплексу особенную ценность и очарование. Искусствоведы единодушно относят его к наиболее совершенным монастырским ансамблям Российского Севера.

Главной монастырской достопримечательностью является восхитительный золоченый резной иконостас находящийся в Троицком соборе. Резные работы иконостаса были выполнены тотемскими мастерами, братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. В оформлении иконостаса они использовали традиционные мотивы 18 века: рокайли, завитки, гирлянды, волюты и т.п. Резьба, выполненная ими, поражает своим богатством и удивительным разнообразием форм.

Иконы отличаются изяществом и точностью рисунка. Они были написаны местными мастерами и умельцами и отличаются богатой и необыкновенной цветовой палитрой. Часть икон были написаны В. А. Аленевым, протоиереем Успенского собора. Композиция ликов отличается от общепринятых канонов. Ввиду того, что они были списаны с печатных образцов западноевропейских гравюр, они больше напоминают светскую живопись. Позолоченное одеяние иконостаса придает ему особенно богатый и нарядный вид. Оно было выполнено местной артелью, в очень сложной технике, и свидетельствует о высоком мастерстве исполнителей.

Деревянная скульптура иконостаса изображает четырех евангелистов, стоящих перед царскими вратами, над которыми высоко в облаках парит Саваоф. Скульптурная композиция состоит из головок херувимов и ангелов, предстоящих у Распятия. Резьба, скульптуры, иконы и позолота органично сочетаются в одно целое и представляют подлинное произведение искусства. Можно с уверенностью сказать, что мастера, выполнившие иконостас обладали тонким вкусом и незаурядным мастерством.

Троице-Гледенский монастырь

(с. Морозовица)

На высоком коренном берегу над пойменными лугами и староречьями, образовавшимися при слиянии рек Сухоны и Юга, стоит гора Гледен. Согласно летописным известиям здесь в 1178 г. великим князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо было основано древнейшее укреплённое поселение устюжан ­– Гледен, заброшенное лишь в XV в. Сегодня отовсюду виден находящийся на этом возвышении Троице-Гледенский монастырь. Это одна из старейших на Русском Севере обителей, время основания которой, видимо, уходит в XII–XIII вв.

В период расцвета число монашествующих в обители достигало четырёх десятков. Патриаршим указом 1697 г. игумены Троице-Гледенского монастыря получили чин архимандрита. На монастырь работали более полутора сотен служителей-бельцов. В 1725 г. в принадлежащих монастырю 60 деревнях проживало более 1000 душ мужского пола крестьян-половников. В это время монастырь владел 8 мельницами, более чем тысячью голов скота, 187 лошадьми; в Устюге ему принадлежали лавка и двор. Монастырь вёл прибыльную торговлю солью и зерном.

В 1764 г. в ходе проведения секуляризационной реформы имущество монастыря было передано государству, а взамен обитель, отнесённая к третьему классу, получила финансирование по смете.

В половодье 1807 г. реки Сухона и Юг, некогда сливавшиеся напротив монастыря, изменили русла и отдалились от горы Гледен, и пристань здесь перестала существовать. Монастырь потерял ещё одну из статей своих доходов. Это событие оказалось символом перемен. В иные годы в монастыре было от двух до четырёх монашествующих. В 1841 г. утративший популярность монастырь был упразднён. В 1911 г. монастырь был возрождён как женский и существовал до закрытия в 1918 г. Бывшие монахини образовали трудовую сельскохозяйственную коммуну во главе с бывшей настоятельницей монастыря, и продлили существование обители до 1925 г.

Сегодня монастырский ансамбль состоит из каменных построек XVII–XVIII вв. – времени расцвета Великого Устюга и Троице-Гледенского монастыря. В XIX в. постройки монастыря практически не подвергались перестройкам из-за его тяжелого материального положения.

Древнейшая из сохранившихся до наших дней построек монастыря – Троицкий собор . Он был построен на средства Босых – одной из крупнейших устюжских купеческих фамилий. Собор заложили в 1659 г., но завершили строительство после перерыва лишь в 1690-х гг. Блистающий позолотой иконостас Троицкого собора, сооруженный в конце XVIII в., проникнут торжественным и праздничным настроением. Иконостас сооружался с 1776 по 1784 г. резчиками из Тотьмы – братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. Иконы к нему в 1776–1781 гг. писали устюжские художники Алексей Васильевич Колмогоров, Егор Александрович Шергин и отец Василий Аленев. Скульптуру в иконостасе расписывали устюжане Прокопий Андреевич Износов и Семён Попов.

В XVIII в. в монастыре под руководством ярославского мастера Михаила Борисова был сооружен ряд каменных построек. В 1738 г. была заложена тёплая . Её строительство было завершено в 1740-х гг. В 1750-х гг. собор и трапезную соединили крытыми каменными переходами. Возле северных ворот по линии стен в 1730–1740-е гг. была построена небольшая каменная Успенская больничная церковь . В XVIII в. с запада и севера от монастыря возведена невысокая каменная ограда с двумя воротами. С востока и юга ограда оставалась деревянной.

С момента закрытия обители Троицкий собор находится в ведении музея. В остальных зданиях с 1925 по 1983 г. последовательно располагались далёкие от задач сохранения монастыря и благочестия колония для беспризорников, детдом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом престарелых. С 1970-х гг. ведётся реставрация зданий и иконостаса собора. Ныне все здания монастыря используются Великоустюгским государственным музеем-заповедником.

Центральные сооружения монастыря – Троицкий собор и Тихвинская церковь с трапезной. Они составляют основу планировочной структуры монастыря и определяют его объемно-пространственную композицию. Успенская церковь находится в северо-западном углу огороженной территории монастыря. С запада и севера сохранилась каменная монастырская ограда. К северо-востоку от Троицкого собора находится угловая башня ограды, напротив его западного фасада – главные ворота монастыря.

Крупнейшим зданием монастыря является поставленный на высокий подклет Троицкий собор , который, видимо, сооружался по образцу собора Михайло-Архангельского монастыря. Троицкий собор производит впечатление строгости за счёт сдержанного декора. Подчёркнуто нарядно смотрится шатровая колокольня, украшенная многочисленными ширинками и карнизами. В соборе сохранился один из лучших в Великом Устюге вырезанный из дерева позолоченный пятиярусный иконостас, выполненный в стиле елизаветинского барокко. В иконостасе представлено более четырёх десятков выразительных образцов объёмной скульптуры.

Тихвинская церковь с трапезной палатой представляет собой традиционное для монастырей сооружение, выдержанное в формах архитектуры середины XVII в. Высокий нижний подклетный этаж служил для хозяйственных нужд. Западную часть второго этажа занимает большая трапезная палата. Внутри неё – характерный обширный зал для трапез с могучим квадратным столбом в центре, поддерживающим своды.

Успенская больничная церковь – традиционный для рубежа XVII–XVIII вв. храм типа «восьмерик на четверике», прежде увенчанный небольшой главкой. С запада к церкви примыкает низкий одноэтажный корпус больничных палат и братских келий, составляющий с ней единое целое.

Монастырь окружает невысокая каменная ограда с двумя воротами с северной и западной стороны и с небольшой двухъярусной башней на северо-восточном углу. Привлекают внимание Святые ворота, выполненные в виде однопролётной арки с аттиком, в рамах на котором находились иконы. Обрамление этих ворот напоминает перспективные порталы храмов XVI–XVII вв.

Первоначально открытые галереи Троицкого собора были заложены. До наших дней не сохранились соединявшие собор и трапезную палату каменные переходы. В 1898 г. надстроен окружённый галереей второй этаж угловой башни ограды. В ХХ в. были утрачены деревянные южная и восточная части ограды монастыря, хозяйственные постройки. В настоящее время реставрируется угловая башня ограды. Тихвинская и Успенская церкви в XX в. были лишены главок, ныне на Тихвинской церкви завершение восстановлено. На территории монастыря в XX в. были возведены хозяйственные и жилые постройки, не относящиеся к монастырю.

© А.В.Суворов

Михайло-Архангельский монастырь. Открытка начала XX века Вид на ансамбль Троице-Гледенского монастыря с севера. Фото И.Б.Воронина, 2005 г. Западные ворота ограды Михайло-Архангельского монастыря. Фото А.И.Меньшикова, 2009 г. Троицкий собор. Вид с запада. Фото И.Б.Воронина, 2005 г.
Троицкий собор. Вид с северо-запада. Фото А.А.Бобкова, 2008 г. Троицкий собор. Вид с северо-востока. Фото И.Б.Воронина, 2005 г. Портал западного входа Троицкого собора. Фото А.В.Суворова, 2013 г. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Фото А.А.Бобкова, 2013 г.
Северная угловая башня ограды. Фото А.А.Бобковой, 2013 г. Иконостас Троицкого собора. Фото А.В.Суворова, 2013 г. Резная скульптура евангелиста Иоанна на Царских вратах Троицкого собора. Фото А.А.Бобкова, 2013 г. Резная скульптура евангелиста Луки на Царских вратах Троицкого собора. Фото А.А.Бобкова, 2013 г.
Резная скульптура евангелиста Матфея на Царских вратах Троицкого собора. Фото А.А.Бобкова, 2013 г. Царские врата иконостаса Троицкого собора. Фото А.В.Суворова, 2013 г. Господь Саваоф. Резная скульптура иконостаса Троицкого собора. Фото А.А.Бобкова, 2013 г. Резные скульптуры ангелов на царских вратах Троицкого собора. Фото А.В.Суворова, 2013 г.