Сантехника

Они как настоящие! Как выбирать, где покупать и как хранить коллекционные масштабные модели. Чертежи кораблей из фанеры: материалы, подготовка к работе, вырезание и сборка деталей, окончательная отделка Какой масштаб лучше для сборных моделей автомобилей

Для любителей моделизма листы из спрессованного и проклеенного деревянного шпона всегда были одним из наиболее востребованных материалов. Они легко режутся, прекрасно обрабатываются, чертежи кораблей из фанеры легко найти в сети, а потому именно с фанерных выкроек начинают свое знакомство с моделированием различных судов многие мастера.


Изготовление моделей своими руками – задача весьма непростая, требующая значительного багажа знаний и определенной сноровки. В статье мы расскажем лишь о самых основных приемах, а дальнейшее мастерство вы будете оттачивать уже сами.

Материалы для работы

Если вы хотите изготовить небольшую модель корабля, то вам понадобятся такие материалы:

  • Дерево – кедр, липа, орех или другая древесина, желательно мягкая и не волокнистая . Древесные заготовки должны быть ровными, без сучков и повреждений. Древесина может использоваться как в качестве материала для основных элементов модели (корпус, палуба), так и для мелкой деталировки.
  • Фанера – пожалуй, наиболее востребованный материал . Для судомоделизма применяют либо бальсовую, либо березовую, поскольку именно эти породы дерева обеспечивают минимальное количество сколов при распиливании. Модельная корабельная фанера, как правило, имеет толщину от 0,8 до 2 мм.

Обратите внимание! Листы из букового шпона малой толщины иногда применяют в качестве альтернативы березовым: хоть они и уступают по прочности, зато гнутся гораздо легче.

  • Шпон – тонкие пластины натурального дерева дорогих пород . Как правило, применяется для фанеровки, т.е. оклейки поверхности из недорогого материала.
  • Крепежные элементы – тонкие цепочки, шнурки, нити, латунные и медные гвоздики .

Кроме того, нам обязательно понадобится клей для дерева, картон и калька для переноса шаблонов и т.д. Мелкая деталировка изготавливается из металлического литья. В качестве альтернативы металлу можно использовать окрашенную полимерную глину.

Делаем сувенирный кораблик

Подготовка к работе

Любая работа начинается с подготовки, и моделирование ни в коем случае не будет исключением.

  • Для начала нужно определиться с тем, что мы будем строить. Если ранее вы не имели дела с судомодельным искусством, то рекомендуем скачать чертежи корабля из фанеры в сети: как правило, они содержат всю необходимую информацию и понятны даже новичку.

Обратите внимание! В продаже доступны наборы, позволяющие собрать судно из готовых деталей. Новичкам подобные комплекты будут интересны (хоть цена большинства из них весьма существенна), но лучше все-таки осваивать технологию с азов.

  • Проанализировав чертеж, проверяем, все ли необходимое есть в наличии. В принципе, если чего-то не хватает, то можно будет докупить несколько позже, ведь постройка корабля (пусть и миниатюрного) – дело небыстрое!

  • Распечатав чертеж, изготавливаем шаблоны основных деталей.
  • Шаблоны переносим на .

Вырезаем и собираем детали

Выпиливать заготовки можно как с помощью ручного, так и с помощью электрического модельного лобзика.

Последний стоит дороже, но зато с ним вы меньше намучаетесь при вырезании мелких деталей:

  • В фанерном листе проделываем стартовое отверстие, в которое вставляем пилку или полотно лобзика.
  • Выпиливаем деталь, стараясь двигаться точно по отмеченному контуру.
  • Выпиленную заготовку обрабатываем напильником, снимая небольшие фаски по краям и удаляя неизбежные сколы и заусенцы.

Совет! Работая над одним элементом (палубой, бортами, килем и т.д.), сразу вырезаем все детали, необходимые для сборки. Так мы потратим значительно меньше времени, и работа будет продвигаться быстрее.


Когда все готово, начинаем сборку нашего корабля.


  • Вначале на продольную балку – киль – надеваем поперечные шпангоуты. В нижней части каждого шпангоута обычно предусмотрен паз для закрепления на фанерном киле.
  • Для соединения можно использовать стандартный клей, а можно – специальные клеевые смеси, предназначенные для судомоделизма.
  • Верхние части шпангоутов крепим к палубе. У простых моделей палуба представляет собой один лист фанеры, а у сложных она может быть многоуровневой.
  • После того как клей на шпангоутах высохнет, начинаем обшивать борта тонкими полосами фанеры. Толщина материала должна быть не более 1,5 мм, поскольку только в этом случае мы сможем согнуть обшивку без риска повредить ее.
  • Для изгибания можно нагреть и увлажнить. После этого материал согнется без труда, а со временем – приобретет устойчивую форму.

Обратите внимание! Корпус под окраску можно оклеить сплошным листом. А вот для имитации дощатой обшивки лучше применять полоски шириной до 10 мм (зависит от масштаба).


  • Приклеенную фанеру фиксируем зажимами и струбцинами и оставляем сохнуть.

Окончательная отделка

По большому счету, на этом столярное мастерство завершается, и начинается искусство.

Когда корпус собран и высушен, нам необходимо:

  • Изготовить из тонкой фанеры и закрепить палубные надстройки.

  • Нарастить борта таким образом, чтобы они выступали над плоскостью палубы.
  • Поверхность палубы оклеить деревянным шпоном или же расчертить с помощью шила, имитируя дощатую обшивку.
  • Сделать и установить все мелкие детали вроде штурвала и рулевой лопасти.
  • Закрепить мачты со всеми дополнительными устройствами (так называемый рангоут), установить паруса и растянуть всю эту конструкцию с помощью нитей такелажа.

В завершение все фанерные детали нужно обработать морилкой и пролакировать. Это обеспечит нашему сувениру как минимум пару десятков лет сохранности.

Вывод


Простой кораблик из фанеры своими руками сделать может практически каждый – достаточно терпения и минимальных навыков работы с лобзиком (читайте также статью ). А вот если вы захотите реализовать сложный чертеж с множеством мелких деталей, то потрудиться придется изрядно. Вот почему мы советуем начинать с самых простых моделей, постепенно наращивая мастерство!

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Похожие материалы

С развитием индустрии производства масштабных моделей сложились некоторые общепринятые стандарты масштабов для каждого вида моделей. В этой статье мы постараемся подробно рассказать Вам о шкале масштабов, используемых в стендовом моделизме.

Начнем с небольшого экскурса в историю происхождения «дюймовых» масштабов. В Англии, примерно с XVII века, при подготовке к постройке новых кораблей изначально делалась очень точная модель корпуса корабля. В дальнейшем эта модель использовалась как плаз и генеральный чертёж при строительстве настоящего корабля. С неё снимались все модели, по ней приблизительно определялась даже водоизмещение корабля. При этом модель для удобства перевода размеров изначально строилась по правилу «фут за дюйм», «два фута за дюйм» или в других кратных масштабах. Многие из этих моделей сохранились до наших дней. Поскольку в футе 12 дюймов (1 дюйм =2,54 см), получались соответственно масштабы 1:12, 1:24 и кратные им. Отсюда пошла «дюймовая» традиция соотношения масштабов: 1:6, 1:12, 1:18, 1:24, 1:32, 1:48, 1:72, 1:96, 1:144.

А теперь рассмотрим подробно масштабы, которые используют компании-производители для различных типов моделей.

Авиация
Наиболее широко известный и одновременно наиболее распространенный в мире масштаб 1:72.
В масштабе 1:144 на Западе обычно выпускаются модели тяжелых многомоторных самолетов, например, дальних бомбардировщиков периода второй мировой войны или современных пассажирских. Исключение составляет фирма REVELL, которая изготавливает в этом масштабе и истребители.


В последнее время получает все большее распространение масштаб 1:48. В этом масштабе выпускают модели самолетов такие известные фирмы, как AIRFIX, HASEGAWA, ITALERI, MONOGRAM и другие. Значительно реже встречается масштаб 1:32. Иногда можно встретить и совсем «нестандартные» масштабы, такие как 1:20, 1:28, 1:40, 1:96, 1: 100. Но авиамоделей в этих масштабах — единицы.

Бронетехника и артиллерия
Что касается моделей бронетанковой техники, то самые массовые масштабы — это 1:35 и 1:76. В них выпускается абсолютное большинство моделей. Куда реже встречаются 1:48 и 1:25. У ряда западных фирм в последнее время наметилась тенденция к производству моделей бронетанковой техники и в масштабе 1:72. В самом мелком для бронетанковой техники масштабе 1:87 работает всего несколько фирм, хотя заметим, что среди них такие известные фирмы, как ROSO и TRIDENT.

Автомобили
Спектр «автомобильных» масштабов значительно больше: 1:12, 1:18, 1:20, 1:24, 1:25, 1:32, 1:87. Необходимо отметить, что речь здесь идет о масштабах сборных моделей автомобилей (кроме 1:87). Известный у нас масштаб 1:43 — коллекционный; в этом масштабе сборные модели-копии практически не выпускаются. Число масштабов для моделей мотоциклов ограничено двумя: 1:8 и 1:12.


Морской флот
Наиболее распространенные «корабельные» масштабы — 1:1200, 1:700, 1:600, 1:400, 1:350. Впрочем, что касается кораблей, то говорить здесь о какой-то системе труднее всего. Очень многое зависит от размеров корабля-прототипа и от самой фирмы-производителя. Так, например, фирма REVELL выпускает эскадру Колумба в масштабе 1:90, клипер «Катти Сарк» — 1:96, «H.M.S. Bounty» - 1:110, немецкую подводную лодку периода второй мировой войны — 1:144, а советский авианосец «Варяг» в масштабе 1:720. Французская же фирма HELLER выпускает тот же «Катти Сарк» в масштабе 1:130. Поэтому подобрать или уловить какой-то наиболее общепринятый масштаб здесь крайне сложно.

Модели железных дорог
Самая интересная история с масштабами разыгралась в моделях железных дорог. До создания международной федерации любителей железных дорог (а это произошло в 50-х годах ХХ века) множество разнообразных фирм выпускали железные дороги в самых разнообразных масштабах, что составляло для коллекционеров известные проблемы. После введения стандартов за основной масштаб приняли 1:45, назвали его «0» (ноль).


При этом англичанине при той же ширине колеи считают модели масштаба «0» масштабом 1:43,5. В норме NEM 010 об этом написано так: "ширина колеи 32 мм, масштаб 1:45, модельный метр 22,2 мм». При этом дано примечание: «Во Франции и Великобритании до сих пор применяется масштаб 1:43.5. Модельный метр в этом случае равен 23.0 мм». (Колея та же - 32 мм). Отсюда, кстати, и пошел широко известный для моделей автомобилей масштаб 1:43.

Есть масштабы и по крупнее - 1:22 (I) ширина колеи 45 мм, 1:27 (II) - ширина колеи 57 мм, в настоящий момент не применяется, 1:22,6 (III) - ширина колеи 63,5 мм. Наиболее распространённым стал масштаб «половина нуля», «Н0», «HALF Null» (англ.), «Halb Null» (нем.), масштаб Н0 составляет величину 1:87.

Следующие железнодорожные масштабы ничего общего не имеют с предыдущими. В конечном итоге линейка железнодорожных масштабов выглядят так: 1:32, 1:45, 1:87, 1:120, 1:160, 1:220. Как устаревший, но допускаемый иногда используется масштаб 1:64. При этом ширина колеи всегда пересчитывается из расчета уменьшения не российского стандарта (1520 мм), а западноевропейского (1435 мм), даже для моделей советской техники. Если будете строить модель советского бронепоезда, имейте это в виду. В целом стандарты железнодорожного моделизма отличаются наибольшей проработанностью и точностью. В них стандартизовано почти всё: сечение рельса для каждого масштаба, устройство опорных устройств тележек, ширина колеи и т.д.


Как и собирался, делаю обзор набора по клиперу "Катти Сарк" в масштабе 1:150.
Набор выбирал долго, рассмотрел разные варианты, в том числе и обзор на сайте (респект Автору). Решил взять масштаб больше 350-го, думаю интереснее возиться в деталях.

Обзор модели корабля-ловушки HUNTER Q-SHIP


Q-ship (судно со скрытым вооружением, судно-ловушка) появилось между первой и второй Мировыми войнами как ассиметричный ответ на действия немецких подводных лодок. Английское Адмиралтейство подало идею, которая показалась сумасшедшей, но которая доказала свою эффективность. Она заключалась в том, чтобы вооружить торговые суда, которые казались для немецких подлодок лёгкой добычей. Волки в овечьей шкуре, маленькие суда с бесстрашием львов, такими были Q-ships, различного типа и тоннажа, замаскированные под обычные потрёпанные торговые корабли.

Обзор модели яхты "ENDEAVOUR"


Представляю вам обзор яхты "ENDEAVOUR" от Amati в масштабе 1:80.
В коробке, средних размеров из хорошего картона, лежат пакет с документацией (инструкция по сборке на итальянском, комментарии к инструкции от "Верфь На Столе" на русском, три распечатки расположения деталей на листах заготовок, два чертежа в масштабе 1:1 и распечатка парусов на ткани).

Обзор модели Американской шхуны "HANNAH" в бутылке


Когда генерал Джордж Вашингтон принял командование американской армией, у них не было кораблей, чтобы бороться против сильного английского флота. В 1775 году Джордж Вашингтон купил шхуну "Hannah", которая стала первым кораблем американского флота.

Обзор модели "DANA FISHINGBOAT"


Представляю вниманию уважаемых коллег обзор модели рыболовного судна «Dana» от компании Billing Boats в масштабе 1:60. Модели этой фирмы отличаются от большинства других производителей тем, что в них активно используются пластиковые детали, в то время как многие считают использование пластика в деревянных моделях дурным тоном. Лично для меня их модели кажутся эдаким переходным звеном от пластиковых моделей кораблей, к чисто деревянным, что и повлияло на меня при покупке этого набора.

Обзор модели "WASA"


Спустя 3 месяца поисков и ожидания получил этот набор. Он снят с производства в 2013 году и больше его выпуск не планируется. Поэтому можно назвать его практически антиквариатом.

Обзор модели Yacht D"Oro"Yacht D"Oro"


Здравствуйте уважаемые коллеги. Представляю обзор модели голландской яхты D"Oro.
Масштаб: 1/72.

Обзор модели "ДРАККАР"


Добрый день! Коллеги предлагаю вашему вниманию обзор пластиковой модели драккара от английского производителя EMHAR.
Масштаб: 1/72.

Обзор модели "LE SOLEIL ROYAL"


Здравствуйте друзья и коллеги!
Представляю Вам модель парусного корабля «Le Soleil Royal», «Король-солнце» известной французской компании Heller. Линкор 1692 года постройки был флагманским кораблём Людовика XIV. Как признаётся сам Heller, то эта модель лучшая за всю историю компании.
Немного о наборе. Масштаб 1:100. Размеры готовой модели 77 см в длину, 76,5 см в высоту.

Обзор модели "SINAGOT"


Коллеги предлагаю вашему вниманию обзор пластиковой модели рыбацкой лодки SINAGOT от известного французского производителя Heller.
В красочно оформленной картонной коробке размером 350×185×45 размещены три литника с 32-мя деталями, две вакушки с тремя парусами, инструкция и декаль.

Обзор модели "THONIER ARMOR"


Коллеги предлагаю вашему вниманию обзор пластиковой модели двухмачтового иола для ловли белого тунца.
Данный кит относится к линейке перевыпущенных знаменитым французским производителем фирмой Heller наборов, производство которых было ранее прекращено. Охарактеризовать данную серию можно одной фразой: «Отменное качество в красивой упаковке».

Обзор модели "NAO DE MATARO"


Всемирно известная Нао Матаро была названа в честь города (город Mataró, в Каталонии). По разным данным ещё этот корабль называется "Каталонское судно".

Обзор модели "ЯХТА CORSAIR"


Приветствую всех. Сегодня хочу вас познакомить с малоизвестным и довольно редким набором от французской фирмы Heller в масштабе 1/150 – яхтой Корсар.
В свете того, что сейчас Heller перевыпустил линейку своих старых моделей мы можем приобрести эти, не побоюсь сказать, прекрасные киты, пропавшие с прилавков магазинов 15-20 лет назад.

Обзор модели "CONQISTADOR"


Все вы прекрасно знаете набор Санты от Heller в масштабе 1/90. А знаете, какой набор послужил донором для Санты?
Представляю вашему вниманию один из самых редких наборов от Heller Conquistador в масштабе 1:90.

Обзор модели "LE SAINT LOUIS"


Здравствуйте господа!
Представляю Вашему вниманию набор для сборки французского галеона "Le Saint Louis" ("Сент Луис"). Производитель известная французская компания Heller.

Обзор модели "LA BELLE POULE"


"La Belle Poule": 60-ти пушечный фрегат 1-ого ранга, класса Surveillante.(в серии построено 9 кораблей). Данный класс фрегатов был разработан с оглядкой на американскую USS "Constitution".
Модель разработана компанией Heller совместно с IMAI в конце 1970-ых годов. В продажу поступила лишь первая, небольшая, серия. Набор был выпущен слишком поспешно и считается не очень удачным.


Обзор модели ШЕБЕКА


Предлагаю Вашему вниманию обзор очередного кита от IMAI «Chebec» ().
Такие корабли были популярны на просторах Средиземного моря примерно с середины XVIII века. С небольшой осадкой, хорошо вооружённые, оснащённые латинскими парусами, позволявшими ходить под любыми ветрами, они были любимы не только алжирскими пиратами, но и военными флотами приморских стран. Многие европейские страны, включая Францию, Испанию и Англию включали шебеки в состав своего флота.

Обзор модели MAYFLOWER


Наборы для постройки английского торгового судна Mayflower данной фирмы очень редкий и является фактически раритетным.
Кит упакован в классическую для IMAI картонную коробку с цветным боксартом.

Набор для постройки модели СУДНА ВИКИНГОВ в...
банке из-под кофе


На днях в мои руки попал довольно необычный набор для постройки модели судна викингов. Инструкция и все надписи на упаковке выполнены на японском языке, поэтому прочитать что-либо я не смог. Но, судя по всему, набор предназначен для самых маленьких моделистов.

Обзор модели "GOLDEN HIND" в бутылке


Обзор еще одного набора для постройки модели корабля в бутылке фирмы IMAI (Япония) - на этот раз "Золотая Лань" ("Golden Hind").
Масштаб модели, заявленный производителем - 1:450. Размеры модели: длина - 76 мм, ширина - 30 мм, высота - 67 мм.

Обзор модели "CUTTY SARK" в бутылке


Обзор еще одного набора для постройки модели корабля в бутылке фирмы IMAI (Япония) - на этот раз знаменитый клипер "Катти Сарк" ("Cutty Sark").
Масштаб модели, заявленный производителем, 1:750. Размеры модели: длина - 112 мм, ширина - 32 мм, высота - 64 мм.

Обзор модели "SANTA MARIA" в бутылке


Обзор еще одного набора для постройки модели корабля в бутылке фирмы IMAI (Япония) - на этот раз "Санта Мария" ("Santa Maria").
Масштаб модели, заявленный производителем - 1:450. Размеры модели: длина – 75 мм, ширина – 38 мм, высота – 69 мм.

Обзор модели "SIR WINSTON CHURCHILL" в бутылке


Возможно, кому-то будет интересен обзор набора для постройки модели корабля в бутылке шхуны "Sir Winston Churchill" фирмы IMAI (Япония).
Масштаб модели, заявленный производителем, 1:500. Размеры модели: длина – 88 мм, ширина – 27 мм, высота – 80 мм.

Обзор модели "THERMOPYLAE" в бутылке


Обзор еще одного набора для постройки модели корабля в бутылке фирмы IMAI (Япония) - на этот раз "Фермопилы" / "Thermopylae".
Этот набор выпущен довольно давно и, как мне кажется, в настоящее время уже не производится.


Здравствуйте господа!
Представляю Вам обзор приобретённой мной модели американского фрегата USS "Constitution". Производитель - японская компания IMAI. Заявленный масштаб 1/120.

Обзор модели "SANTA MARIA"


Немного о наборе. Качество деталей - отличное. Хорошо проработана имитация древесины, стыкуемость деталей на высоте. Хотя набору не один десяток лет, набор отличный.

Обзор модели "CATALAN SHIP"


Всемирно известная Нао Матаро (Nao Mataro) была названа в честь города (город Mataró, в Каталонии). По разным данным еще этот корабль называется Каталонское судно.
Эти суда появились примерно в 1400 году и использовались для торговли в прибрежных водах Испании. Такие корабли во множестве бороздили просторы Средиземного моря в XV веке, экспортируя каталонский текстиль.

Обзор модели "CUTTY SARK"


Здравствуйте господа! Выставляю на обзор очередную приобретённую мной модель.
Это всем известный клипер "Катти Сарк". Производитель - японская компания Имай.

Обзор модели "NAPOLEON"


Здравствуйте господа! В одной из сказок наткнулся на ссылочку интернет-магазина. И мне так понравилась одна модель, что я решил её срочно приобрести. И вот она у меня. Хочу немного похвалиться.
Итак: парусно-винтовой линкор "Наполеон" 1850 года постройки.

Обзор модели прогулочной яхты "GRETEL" (XVIII века)


Один только вид красочной добротной картонной коробки размером 485×250×65 мм заставляет пускать слюни в предвкушении ожидаемого чуда. Я так бы и уснул, наверное, под ёлкой, если бы жена не проявила настойчивость, выковыривая меня оттуда.
На коробке изображена собранная модель, приведены данные о масштабе и размерах модели, на торцах крупные планы яхты. Под крышкой в папочке из плотной бумаги 3 листа формата А2 с чертежами по сборке, брошюра - каталог за 2006-07 г.г. от производителя и инструкция на русском языке без изысков на 2-х страницах. Чертежи оставляют приятное впечатление не только качеством бумаги, но и своей подробностью и наглядностью. Приведены не только этапы сборки, но подробно дана проводка такелажа и даже показаны способы вязания узлов.

Обзор модели шхуны "MARSEILLE"


Построенная в 1764 году, шхуна Marseille служила во французском флоте как учебное судно для канониров. В дополнение к 24-м трехфунтовым орудиям, она имела два специальных шестифунтовых орудия на лафетах, которые могли поворачиваться на 180 градусов.
Хорошая, плотная и красочная коробка, Но, по-моему, слишком большая для такого набора, содержимое внутри может растрясти.

Обзор модели "USS CONSTITUTION"


USS Constitution ("Конститьюшн"), Old Ironsides ("Железнобокий старина") – старейший парусный корабль в мире из находящихся на плаву. Всё ещё числится в боевом составе американского флота.
Известен как "Old Ironsides" ("Железнобокий старина"). Это прозвище было дано кораблю после того, как во время Англо-американской войны 1812-1814 гг. Было отмечено, что ядра британского корабля HMS Guerriere отскакивали от его бортов, которые были сделаны из виргинского дуба.

Обзор модели "NINA"


Об историческом прототипе судна писать смысла нет, оно слишком известно.
"Мамоли" предлагает серию "мини" из трех парусников Колумба, заявляя при этом 106-й масштаб. Длина - 235 мм, высота - 268 мм.

Обзор модели "SANTA MARIA"


Приветствую всех.
Санта-Мария - флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку. Это была трёхмачтовая каракка типа "Нао" длиной не более 25 метров и вместимостью до 40 человек. Владельцем и капитаном каракки был баск Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф. Санта-Мария была однопалубным трёхмачтовым кораблём с прямым парусным вооружением. Она двигалась медленнее других судов Колумба, но отличалась надежностью во время штормов.

Обзор модели балтиморской клипер-шхуны АЛЬБАТРОС


Балтиморские клипер-шхуны появились в городе Балтиморе в начале 19 века и представляли переходное звено между полноценным клипером и классической шхуной и бригантиной. Американские кораблестроители предложили новую концепцию судна. Во главу угла была поставлена скорость. Это достигалось за счет соотношения длины и ширины судна. Европейцы придерживались соотношения 1:3, 1:4. Американские кораблестроители выбрали схему 1:5, 1:6. Но за скорость тоже пришлось заплатить: уменьшилась грузоподъёмность судна.

Обзор модели Фелюга "SAN JUAN" ("EL GLORIOSO")


Краткое описание:
Фелюга - маленькое деревянной судно с сильно наклоненными мачтами и большим латинским парусом, закрепленным на состоящей из двух частей длинной рее. Они были легкими и маневренными, могли брать на борт до 10 пассажиров, причем команда состояла из двух или трех человек. Фелюги еще можно встретить на Красном море, восточном Средиземноморье и на Ниле. В Америке флот из фелюг, построенных итальянскими иммигрантами, заполнял доки Сан-Франциско до 1884 года.

Обзор модели HMS BAUNTY


Хочу представить для вас обзор, одного из самых красивых (по моему скромному мнению) вооружённых судов торгового флота Его Величества H.M.S «Bounty»,от фирмы Revell в масштабе 1:110.
Как написано на бокс-арте готовая модель имеет следующие габариты: длина - 37,2 см; высота 29,1 см.

Обзор модели ГАНЗЕЙСКОГО КОГГА


За что люблю модели старинных судов - так это за то, что спор о «формах» корпуса, окраске, и т.п. бессмысленен по той причине, что реальных чертежей не сохранилось. Это даёт моделисту простор для фантазии.
Модель от Звезды заинтересовала давно, но как то руки до её приобретения не доходили... Помог случай. Пребывая в стольном городе Киеве по старой памяти поехал в магазин... Именно там я и увидел когг от Revell. Устоять не смог... Не смог по той простой причине, что Ревелловского вообще никогда не встречал.

Обзор модели Pilgrim Ship MAYFLOWER


Представляю Вашему вниманию модель галеона Mayflower от Revell в масштабе 1:83.
Мейфлауэр (англ. Mayflower, что дословно переводится как «майский цветок», так называют в Англии боярышник) - английский галеон, на котором англичане, основавшие одно из первых британских поселений в Северной Америке, в 1620 году пересекли Атлантический океан.
Модель в красочной достаточно прочной коробке, внутри два пакета.

Обзор модели "PEDRO NUNES"


Доброго времени всем. Хочу представить вашему вниманию небольшой обзор этого специфического, на любителя (фаната) клиперов, кита.
Кажется, в свободной продаже сейчас их нет, но при желании можно, наверное, купить с рук. Про цену на сегодняшний день сказать ничего не могу.

Обзор модели "USS CONSTITUTION"


Здравствуйте уважаемые коллеги.
Представлям вашему вниманию первый совместный обзор модели корабля от Revell USS Constitution.

Обзор модели "USS BON HOMME RICHARD"


Набор, хотя и имеет достаточно большой масштаб, но количеством деталей не балует. Это даёт большой простор для доработки кита. Качество отливки деталей хорошее, облоя мало, следы толкателей слабые. Так что работать напильником придётся не очень много...

Обзор модели "WASA"


Всем, здравствуйте!
Вот не смог пройти мимо. Поехал за краской, ну и приобрел довесок.
Модель выполнена в масштабе 1/150

Обзор модели ботика Петра I "ФОРТУНА"


Предлагаю вашему вниманию обзор набора для картонного моделирования «Ботик Петра I «Фортуна» 1689», производитель Shipworks , изготовитель издательство ООО «Грин Эко», автор модели и дизайна набора Плаксин В.В.
Данный набор интересен, прежде всего, тем, что на рынке картонных моделей появился первый отечественный производитель, и он ориентирован на историю российского флота. Автор абсолютно точно передает конструкцию бота.

Обзор модели тендера "ПОСПЕШНЫЙ"


Представляю вашему вниманию ещё один обзор набора для моделирования из картона от отечественного производителя.
Тендер «Поспешный» - это небольшой 12 пушечный парусник, был посыльным и разведывательным кораблём на Черноморском флоте. Первым командиром на тендер был назначен лейтенант Бутаков Григорий Иванович, будущий адмирал, герой Севастопольской обороны и основоположник тактики парового броненосного флота. Тендер «Поспешный» был заложен в Николаевском адмиралтействе 18 марта 1844 года мастером А.С. Акимовым. По завершению строительства 9 сентября 1845 года вошел в состав Черноморского Флота. При оставлении Севастополя русскими войсками, «Поспешный» был затоплен в бухте Севастополя 27 августа 1855 года.

Обзор модели брига "ОЛИМП"


Приветствую, вас коллеги. Сегодня представляю вам обзор модели от Российской фирмы ShipWorks Брига Олимп в масштабе 1:96.
Набор содержит картонные детали, предварительно вырезанные лазером, выкройки, шаблоны и инструкции для постройки модели-копии русского парусного корабля конца XIX века - брига "Олимп" в масштабе 1:96.
Все мы неоднократно видели этот набор на полках модельных магазинов, и не раз задавались вопросом: Но, что же лежит внутри???

Обзор деревянной модели "Higaki Кaisen" (XVII-XIX в.в.)

Обзор модели "Hacchoro"


Hacchoro - традиционное японское парусное судно, которое появилось в эпоху Эдо (древнее название Токио) (1603-1868 г.г.). Возникновение данного типа судов связано с Иэясу Токугавой (1543-1616 г.г.) - принцем Минамото, дипломатом и военачальником, основателем династии сёгунов Токугава, завершившим создание централизованного феодального государства в Японии.
В живую кораблик совсем не большой, всего чуть более 42 футов или 13 метров в длину, но так как модель выполнена в масштабе 1:24, то она получается приличных размеров: длина - 592 мм, высота - 500 мм, ширина (с вёслами) - 320 мм.

Обзор модели "SANTA MARIA"


Предлагаю Вашему вниманию обзор модели корабля Санта-Мария.
Упаковка типичная для Звезды: толстый картон с полноцветной печатью. На лицевой стороне картинка с кораблём в море и логотипами фирмы.

Обзор модели "КОРАБЛЯ КРЕСТОНОСЦЕВ XII-XIV в.в."

Обзор модели "РИМСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ ТРИРЕМЫ"


Корабельной темой в моделизме я не занимаюсь (за редчайшими исключениями), однако поскольку на работе мне в руки попал комплект, то предлагаю свой «беглый» вариант, покуда не появился таковой от знатоков корабельного моделизма.
Коробка внушительных размеров, прочная, красиво оформленная. Хотя, если приглядеться внимательно, можно обнаружить, что на живописной миниатюре изображен не совсем тот корабль, который в итоге можно собрать из предоставленных деталей (местá гребцов на картине открытые, например).

Обзор модели российского четырёхмачтового барка "КРУЗЕНШТЕРН"


Приветствую, коллеги.
Первое что поражает - размер коробки. Ничего такого у меня ещё в руках не бывало. Габариты коробки: длина - 62 см, высота - 47 см, ширина - 9 см. Коробка очень прочная, имеется удобная ручка для переноски.

Обзор модели "ЧЁРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА" в масштабе 1:350


Приветствую, коллеги.
Хочу показать вам содержимое недавно вышедшей у Звезды коробочки с моделью корабля капитана Джека Воробья "Чёрная Жемчужина".

Обзор модели "СРЕДНЕВЕКОВОЙ ШЛЮПКИ"


Представляю вашему вниманию обзор маленькой, но многообещающей модели.
Такие спасательные шлюпки размешались на кораблях крестоносцев, коггах и других средневековых кораблях. Предназначались, в основном, для доставки грузов и людей, как с борта корабля на берег, так и наоборот. В случае кораблекрушения в этих шлюпках команда покидала корабль и старалась доплыть до ближайшего берега.


Обзор модели "АНГЛИЙСКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КОРАБЛЬ "ТОМАС"


Представляю вам обзор английского средневекового корабля "Томас".
В крупной красочной коробке из жесткого картона находится 7 литников светло-коричневого цвета, 1 литник из белого пластика, подставка, декаль, бумажный флаг и два мотка ниток.

Часть I. МАСШТАБ МОДЕЛИ.

Прежде чем начать постройку модели парусника, следует разобраться в некоторых теоретических вопросах. Вопросы эти, в принципе, связаны между собой, но от них зависит весь процесс постройки модели и то, какой она получится.

Начнем с масштаба.
При изображении большого объекта в рисунке, чертеже, модели и т. п. мы (как правило) уменьшаем величину объекта в несколько раз: в два, пять, десять, сто, тысячу и так далее. Число, показывающее, во сколько раз уменьшен изображенный объект, есть масштаб.
Правильный выбор масштаба весьма важен при работе над моделью.
С одной стороны, чем больше масштаб (т.е. чем меньше мы уменьшаем размеры прототипа), тем больше возможностей в точной передаче деталей и элементов открывается перед моделистом.
С другой стороны, в погоне за точностью деталировки моделист, под-час, получает модель гигантских масштабов, что сопряжено и с необходимостью использования большого количества дефицитных материалов, и с поиском места для размещения и демонстрации модели.
В самом деле, попытавшись построить модель английского трехдечного линейного корабля I ранга в масштабе 1:48 (такой масштаб предписывался британским Адмиралтейством для проектных чертежей и "презентационных" моделей новых кораблей), максимальная длина которого составляла порядка 230 футов, мы бы получили модель почти в 1,5 метра длиной! Зато, могли бы эффектно деталировать корабельные пушки, которые в данном масштабе имели бы стволы порядка 6 см. А вот, в масштабе 1:100 модель будет около 70 см.
Зато, к примеру, небольшой сто-футовый пакетбот или двухмачтовый бриг в том же 48-м масштабе имели бы длину всего 65-70 см, тогда как в масштабе 1:100 - всего около 30 см.
Кроме того, масштаб модели предъявляет определенные требования к мастерству и технологическим возможностям моделиста.
На модели большого масштаба потребуется ювелирная точность в исполнении множества элементов оборудования корабля.
А вот малый масштаб повлечет необходимость определенных ограничений, связанных со сложностью воспроизведения определенных элементов и деталей (к примеру, уже в масштабе 1:100 выбленки (ступени) вант придется имитировать нитью толщиной в 0,2 мм...десятыми долями миллиметра будут измеряться швы между обшивочными досками, крепежные и такелажные нагели и т.пр.).
Выбирая масштаб будущей модели (если он не задан заранее), моделист должен предусмотреть и размеры места, где модель будет выставлена, и собственные возможности и опыт, и наличные материалы и инструмент.

Вы уже заметили, что я обозначаю масштаб в виде арифметического действия - "деления" : 1:48; 1:100... Такой способ обозначения масштаба называют "численным".
Численный масштаб указывает нам, что каждая единица размера на прототипе делится на определенное число для получение размеров модели.Имея размерения прототипа с помощью численного масштаба легко просчитать размерения будущей модели.


Также моделисты используют так называемый "графический масштаб".
Графический масштаб - это так называемая "масштабная линейка", которую можно увидеть на многих чертежах. Обычно, это две полоски с делениями, расположенные одна над другой. Одна полоска отображает длину в несколько метров (футов) в масштабе чертежа. Вторая полоска - та же длина в разбивке на реальные сантиметры и миллиметры.

К примеру, 10 английских футов(300 см) в масштабе 1:100 будут соответствовать 3 см. Масштабная линейка в этом случае может представлять собой две полоски длиной 3 см, одна из которых будет поделена на 5 или 10 частей (по 1 или 2 масштабных фута соответственно), а вторая на 3 см или 30 мм. Иногда сантиметровая линейка имеет миллиметровую разбивку только для 1-2 сантиметров.
Встречаются масштабные линейки с "шашечной" (на черные и белые квадратики) разбивкой. Такие линейки делают на чертежах, содержащих изображения в разных масштабах (отдельные элементы изображаются в увеличенном (2:1; 5:1) масштабе относительно основного чертежа). Клеточки большего размера соответствуют основным изображениям, а меньшие - деталировке.

Чертежами, прошедшими полиграфическую обработку или распечатанными на принтере следует пользоваться с осторожностью. Все эти способы обработки неизбежно дают искажения и погрешности.
По-этому, прежде, чем использовать чертеж, стоит проверить масштабную линейку - измерить длину сантиметровой линейки. Если указанная на чертеже длина соответствует реальной - чертеж соответствует указанному масштабу.
Рассмотрим пример.
На распечатанном чертеже с указанным масштабом 1:100 10 см на масштабной линейке при проверочном измерении составили 8,5 см.
Для получения чертежа, соответствующего указанному на нем масштабе, его (каждый размер на чертеже) надо увеличивать в 10/8,5 = 1,17 раза.
Или изменить масштаб будущей модели с 1:100, на - 1/8,5*100 = 117 или 1:117.

Наконец, хотелось бы остановиться на "линейке" используемых судомоделистами масштабов.

Я уже упоминал "адмиралтейский" масштаб 1:48.
Это один из дюймовых масштабов:

Масштаб "одна первая" - 1 дюйм (2,54 см) на чертеже на один фут(30 см) строящегося судна (1:12 в метрической системе);
- масштаб "одна четвертая" — четверть дюйма чертежа на фут судна (1:48 в метрической системе);
- масштаб "одна восьмая" - (1:96 в метрической системе).

Этот масштаб (1:48) был избран и утвержден британским Адмиралтейством и использовался в XVII-XIX веках для проектных чертежей новых кораблей. В этом же масштабе предписывалось строить и модель для презентации в Адмиралтействе - так называемую «адмиралтейскую модель», точно передающую внутренний набор корпуса, расположение портов, палуб, платформ, бархоутов и других элементов корпуса. Эту модель строил сам судостроитель, как образец для последующей постройки корпуса судна. После постройки судна, модель передавалась в Адмиралтейство, для использования ее в постройке серии одинаковых судов, или для хранения.
Благодаря этому, сохранилось большое количество моделей кораблей и судов XVII-XIX веков, а масштабы 1:32, 1:48, 1:96 по прежнему традиционно используется для моделей парусных кораблей.

С развитием моделизма и распространением метрической системы, значительное распространение получили метрические масштабы, такие как 1:25, 1:50, 1:100, 1:200, 1:400 и так далее, вплоть до масштабов 1:1250 и более мелких, объединенных названием «микромодели». Развитие пластикового моделизма принесло распространение масштабам 1:144, 1:350, 1:700. Кроме того, зачастую, модель, предназначенная для использования в диораме, выполняется в масштабе авиа-, авто- либо БТТ-моделизма (1:25, 1:35, 1:72 и так далее).

Стоит выделить масштаб 1:1250 (или же 1:1200), используемый для постройки так называемых "моделей до ватерлинии" ("настольных"). Основоположником этого направления в моделизме можно считать Фредерика Т. Джейна, выпустившего в 1898 году справочник по боевым кораблям мира,в котором содержались и силуэтные изображения кораблей на ходу в море, что очень помогало опознаванию.
Чуть позднее по типу этих изображений стали создавать силуэтные модели кораблей для штабных стратегических игр. В начале XX века фирмы «Bassett-Lowke», «Wiking-modelle» начали выпуск коллекционных моделей этого масштаба, которые стали использовать не только для коллекционных и развлекательных целей, но и в морских военно-образовательных учреждениях, в работе над планированием и изучением морских операций, как наглядное пособие. Эта практика была распространена вплоть до Второй мировой войны включительно, в Великобритании и Германии. На сегодняшний день самой большой коллекцией этих миниатюр по праву считается коллекция Питера Тамма (сейчас входящая в состав коллекции Internationales Maritimes Museum Hamburg), насчитывающая 36 тысяч моделей.

К оллекционирование масштабных моделей - увлекательное, но довольно затратное хобби: сотня «игрушечных» машинок на вашей полке может стоить, как настоящий новый автомобиль. Собранная с умом коллекция со временем только дорожает, а значит, масштабные модели - это не только радость для своего хозяина, но и хорошая инвестиция.

Эта статья даёт базовое представление о том, какие бывают масштабные модели и как их выбирать и покупать, а также поможет понять, стоит ли тратить время и деньги на это увлечение. Чтобы текст не получился слишком длинным, в обзор включены только модели самого популярного в нашей стране масштаба 1:43 и только модели иномарок. Если читателей заинтересует эта тема, то мы сделаем отдельный обзор, посвященный моделям советских и российских автомобилей – в этом сегменте рынка много своих нюансов, которые стоит учитывать при составлении коллекции.

От игрушек к высокоточным копиям

До начала 90-х годов прошлого века все масштабные модели, в сущности, считались игрушками: уровень детализации был невысоким даже у дорогих моделей-"открывашек", зато все они были довольно крепкими, их можно было без страха вынимать из коробки, вертеть в руках и катать по столу.

Германская марка Minichamps одной из первых стала делать высокоточные модели из металла без открывающихся элементов, предназначенные исключительно для коллекционирования, а не игры. На полках магазинов модельки Minichamps выгодно отличались по качеству от машинок фирм-старожилов, таких как Schabak, Norev, Bburago, Dinky Toys, и взрослые покупатели это оценили – марка Minichamps резко пошла в гору и задала новый тренд в модельной промышленности.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В 2000-х модели из металла (профессиональные собиратели называют их термином die cast, обозначающим литье под давлением) достигли пика своего развития. Некоторые производители, например AUTOart, навострились делать невероятные по точности модели с множеством открывающихся элементов. При этом практически все производство машинок переместилось в Китай, и с тех пор масштабные модели, независимо от их цены и исторического происхождения фирмы-производителя, – это дело рук китайских девушек с зоркими глазами и ловкими руками.

Смола и металл

Также на рубеже веков в мире масштабных моделей оформилось новое направление – машинки из эпоксидной смолы. Этот материал позволил добиться еще более точного соответствия масштабных моделей их полноразмерным прототипам (или, как говорят опытные собиратели, «большей копийности»), но при этом в смоляные модельки не то что играть нельзя – вынимать из бокса не рекомендуется!

У многих моделей из смолы не крутятся колеса, а винты, которыми машинки прикручены к подиуму, скрыты от глаз заглушками – таким образом производители дают понять, что эти модели предназначены исключительно для любования, причем под пластиковым колпаком. Даже протирка от пыли таких моделей дело непростое – можно повредить хрупкие элементы из фототравления (дворники, эмблемы, дверные ручки, молдинги), а тонкие стекла-пленочки гнутся при малейшем давлении. Еще для смоляных моделей характерна небольшая усадка после изготовления, из-за которой наклеенные на кузов молдинги могут отвалиться, а приладить их обратно не так-то просто – нужен специальный навык.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Падение смоляной модели из рук на пол практически гарантирует ее смерть – многим собирателям не нравятся легковесность и хрупкость таких машинок. Подавляющее большинство смоляных моделей неразборные: то есть, если вы обнаружили в салоне какой-то мусор, погнутый подголовник или перекошенное зеркальце, исправить это будет практически невозможно.

Однако при всех недостатках именно смоляные модели считаются хай-эндом в модельном мире. Цены на них, как правило, начинаются от 5 000 рублей, хотя встречаются и вполне доступные экземпляры, выпускаемые, например, под брендом Premium X Models.

Модели, изготовленные по технологии die cast, почти всегда дешевле смоляных аналогов, но при этом далеко не всегда хуже. Металлические модели априори крепче, увесистее и в большинстве своем имеют детально проработанное днище, тогда как многие производители смоляных машинок делают донышки плоскими, без какого-либо намека на элементы подвески и выпускной системы.

Если смоляные модели огорчают собирателей усадкой и отваливающимися деталями, то с моделями die cast может случиться другая беда – цинковая чума: из-за нарушения технологии изготовления сплав со временем разрушается. К счастью, у моделей зарубежных производителей этот дефект встречается нечасто, но ужас в том, что если чума все-таки поразила вашу модель, «вылечить» ее невозможно – со временем металлический корпус просто рассыплется. Основными признаками цинковой чумы являются вздутия и трещинки на лакокрасочном покрытии кузова.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Особняком в сегменте die cast стоят модели из белого металла от британской фирмы Brooklin Models. Это дорогие и очень тяжелые модели, у которых все элементы, кроме стекол и шин, отлиты из металла. Из-за особенностей техпроцесса некоторые собиратели считают такие модели грубоватыми, так как мелкие литые элементы отделки у них слишком толстые. Но по законам художественной миниатюры, которые зачастую противоречат принципам моделизма, это как раз очень правильно, и на полке такие машинки смотрятся очень эффектно, притягивая взгляд больше, чем сверхточные смоляные модели.

Что почем

Цены на современные масштабные модели варьируются в диапазоне от 300 до 30 000 рублей за штуку. Более дорогие экземпляры - это либо какой-то совсем уж диковинный хенд-мейд, либо давно снятые с производства раритеты.

Машинки стоимостью 300-800 рублей продаются в детских магазинах и супермаркетах по всей стране и, представьте себе, среди них встречаются вполне приличные, особенно если сравнивать их с модельками тридцатилетней давности. Самые распространенные бренды в сегменте «дно» – это Bburago, Cararama, Rastar, Motor Max, New Ray, RMZ City, Welly.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Фирма Welly стоит особняком, так как почти никогда не попадает в 43-й масштаб и снабжает свои машинки дурацкими инерционными моторчиками, но многие начинающие собиратели охотно покупают и Welly, поскольку машинки у них крепкие, с хорошей покраской, резиновыми шинами, и издалека на полке смотрятся неплохо.

Также к сегменту лоу-кост относятся модели в блистерах (картонка с пластиковым колпаком), выходившие в России в рамках журнальных серий типа «Суперкары» и Ferrari Collection – на вторичном рынке они стоят от 500 до 1 000 рублей. Модели из заграничных журнальных серий чуть дороже – примерно 1 500 рублей за штуку. Качество машинок из журнальных серий нестабильное: встречаются как вполне качественные образцы, так и откровенное барахло – плохо собранные или халтурно спроектированные модели, лишь отдаленно напоминающие автомобили-прототипы.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Модели среднего класса стоят от 1 500 до 5 000 рублей за штуку, и выбор в этом сегменте самый богатый. Большинство машинок за эти деньги изготовлены по технологии die cast, не имеют открывающихся элементов и продаются упакованными в пластиковые боксы и картонные коробки, что очень удобно для хранения.

Основные производители – Minichamps/Maxichamps, Norev, AUTOart, Schuco, Herpa, Kyosho, Hot Wheels Elite, Vitesse, Eligor, Abrex, Corgi, Oxford, Greenlight и IXO Models со всеми производными брендами (IST Models, J-Collection, Premium X, WhiteBox). У всех производителей встречаются как удачные, так и неудачные модели (с плохой геометрией или некачественной сборкой), но если, скажем, брак у AUTOart – это редкость несусветная, то IXO Models халтурит часто, зато регулярно обновляет производственную линейку и продает свои машинки по более низким, чем у конкурентов, ценам.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Большинство моделей стоимостью свыше 5 000 рублей выполнено из смолы и имеет богатую, порой даже избыточную, ведущую к проблемам со сборкой детализацию. Основные производители этого ценового сегмента – Spark, Neo Scale Models, Kess, Auto Cult, GLM, Matrix, FrontiArt, Looksmart, Brooklin Models. Сюда же нужно отнести смоляные модели Minichamps, которые стоят в два-три раза дороже, чем металлические.

Где покупать

Казалось бы, ответ очевиден – в интернете. Действительно, некоторые модели можно найти только в Сети, и нет никакой возможности посмотреть товар живьем до покупки. Однако многие коллекционеры, особенно в Европе, по старинке предпочитают оффлайновые магазины, куда можно прийти и часами выбирать достойную покупки модель: разглядывать товар с лупой, искать экземпляр без дефектов.

В Москве на данный момент есть около десяти оффлайновых магазинов, но цены в них за последние пару лет сильно выросли – публика все больше ходит мимо витрин, цокает языками, произносит реплики в стиле Кисы Воробьянинова («Однако!») и уходит без покупок.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Интернет-магазины всегда готовы вернуть деньги за бракованную или поврежденную при пересылке модель либо выслать другой экземпляр, однако критерии брака у магазинов и коллекционеров могут быть разными, и договориться удается не всегда.

Понятно, что отломанное колесо или трещина – это брак, такую модель поменяют или вернут деньги. Однако криво приклеенное зеркало, неровная покраска панели приборов, небольшой облой на дверных картах, «восьмерка» на колесе, пятнышки клея на кузове или слегка облезший хром на оконных рамках магазин может назвать издержками производства – мол, собирают-то машинки люди (те самые китайские девушки), и при желании мелкие косячки можно найти на любой модели, так что смирись, дорогой покупатель, и не порть нам нервы.

Покупка подержанных моделей с рук - еще более рискованное предприятие, но если покупатель и продавец живут в одном городе, то можно приехать и посмотреть товар, чего большинство интернет-магазинов не предлагает.

Как хранить

Некоторые коллекционеры превращают свои квартиры (или хотя бы одну комнату) в настоящий музеи масштабных моделей: покупают стеллажи с зеркалами и стеклянными полками, устраивают в них подсветку, красиво расставляют свое богатство, смотрят на него и медитируют, проводят экскурсии гостям. Но у большинства собирателей все же нет места для подобных инсталляций, и на виду они хранят только малую часть своей коллекции, а остальное убирают в коробки и лишь время от времени достают, чтобы полюбоваться.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Модели не любят прямого солнечного света (выгорает краска, мутнеет и желтеет пластик), так что пребывание в темной коробке продлевает им жизнь. Также модели не любят резкого перепада температур и влажности, и хранение коллекции в неотапливаемом гараже или на даче - точно не вариант.

Если модели находятся в оригинальных боксах, то отпадает необходимость в их протирке от пыли. Некоторые собиратели вообще вскрывают бокс только один раз: после покупки удаляют пыль и мусор и, что называется, консервируют модель на века. Но даже при таком бережном хранении необходимо периодически проводить инвентаризацию коллекции, смотреть, все ли в порядке с лакокрасочным покрытием машинок, не поразила ли их цинковая чума, не отвалились ли детальки, не плавит ли резина колесные диски и подставку (увы, такое иногда случается).

1 / 3

2 / 3

3 / 3

У заботливого коллекционера модели благополучно пребывают в состоянии новых десятки лет, а любая, даже не очень качественная модель в оригинальной упаковке и идеальном состоянии со временем дорожает в цене - то есть, стоимость коллекции увеличивается. Именно поэтому если вы будете вынимать модели из боксов и расставлять на полке, обязательно сохраняйте оригинальные упаковки – без них модели резко теряют в стоимости, да и перевезти в случае необходимости неупакованную модель без повреждений будет непросто.

Что собирать

Разумеется, все что душе угодно. Многие коллекционеры просто покупают понравившиеся им модели и не заморачиваются какой-либо идеей или направлением. Но профессиональные собиратели все же стараются строить свои коллекции вокруг какой-то одной или нескольких тем: например, послевоенные итальянские автомобили, модели Porsche, минивэны, грузовики, масл-кары, автомобили из фильмов, гоночные автомобили, модели какого-то одного производителя (выбирается, как правило, бренд с хорошей репутацией - например, тот же AUTOart) и т.д. Тематическая коллекция ценнее, чем разрозненная, бесстержневая.

В принципе, при желании на заказ можно сделать любую модель - например, дежурный Hyundai Solaris или экзотический концепт-кар от Луиджи Колани, запавший в душу в детстве. Кустари-энтузиасты за большие деньги «вылепят» из смолы что угодно даже по мутной фотографии из старого журнала, но не факт, что качество вас устроит. Нужную модель можно изготовить и промышленным способом – десятки китайских фирм предлагают такие услуги, но коллекционеры-частники ими практически не пользуются, предпочитая покупать уже готовую продукцию.