Ремонт

Что такое нартекс? Словарь храмовой архитектуры Нартекс притвор.

Нартекс

(позднегреч. Narthex , от греч. narqhx - ларчик, шкатулка)

входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

а) помещение в западной части византийского храма;

б) в западной средневековой храмовой архитектуре помещение или капелла, пристроенная к западному концу перед входом в главное здание храма.

Западный притвор в ширину церковного здания.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

помещение перед входом в раннехристианский храм, где останавливались люди, не имевшие права присутствовать на богослужении, напр., кающиеся.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)


Словарь Архитектурных терминов. . EdwART . 2011 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Нартекс" в других словарях:

    Нартекс - (позднегреч. narthex), нарфик, притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся. (Источник: «Популярная … Художественная энциклопедия

    НАРТЕКС - (греч.). 1) стебель зонтичного растения Ferula communis. 2) шина для сращения сломанной ножной кости. 3) в архитектуре: наружная пристройка в базиликах. 4) притвор в храме, место для оглашенных. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    нартекс - притвор, нарфик Словарь русских синонимов. нартекс сущ., кол во синонимов: 2 нарфик (1) притвор … Словарь синонимов

    НАРТЕКС - (позднегреческое narthex), притвор, помещение с западной стороны христианского храма, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм … Современная энциклопедия

    НАРТЕКС - (позднегреч. narthex) притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении … Большой Энциклопедический словарь

    Нартекс - (narJhV) в древнехристианских храмах (базиликах) притвор,род сеней при входе в храм, в которых при богослужении стоялиоглашенные, воссоединяемые с церковью, кающиеся и бесноватые … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    нартекс - Входное помещение в виде закрытой галереи или открытого портика в раннехристианском храме, куда допускались лица, не имевшие права входить внутрь храма [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики… … Справочник технического переводчика

    Нартекс - (позднегреческое – narthex), притвор, помещение с западной стороны христианского храма, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    нартекс - (позднегреч. nárthēx), притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении. * * * НАРТЕКС НАРТЕКС (позднегреч. narthex), притвор в западной части христианского… … Энциклопедический словарь

    Нартекс - нарфик (позднегреч. nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной Н. внешний (экзонартекс) и внутренний. Н. предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь… … Большая советская энциклопедия

| | | | | | | | Н | | | | |
| | | | | | | - Мера антропогенно-техногенного воздействия на ландшафт. Термин пришел в географию из инженерной лексики, характеризует процессы и явления, возникающие в ландшафте под влиянием деятельности человека.

Надстройка - Вид реконструкции зданий, осуществляемый путем устройства одного или нескольких дополнительных этажей над существующей частью постройки.

Наличник - обрамление дверного или оконного проема.

Наос - (греч. naos). Главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.

Нартекс - (позднегреч. narthex). Притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении.

Нарышкинский стиль - (нарышкинское барокко) - наименование стилевого направления в русской архитектуре конца 17 - начала 18 вв. Происходит от фамилии Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и близ неё строились светски-нарядные многоярусные церкви. Им свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки. В этом нарастании рационального начала ярко сказались тенденции перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Так как черты нарышкинского стиля присущи многим другим светским и культовым зданиям того времени, в искусствоведческой литературе стал применяться термин "московское барокко", который точнее отражает основной район распространения этого направления.

Небоскреб - Высотное здание в несколько десятков этажей (деловое, административное, жилое, отель и т. д.). Сооружение небоскребов началось в США с 1880-х гг. с изобретением стального каркаса и пассажирского лифта и было вызвано плотностью городской застройки и дорого.

Неоготика - (от нео... и готика) - в архитектуре 19 в. этап ложной готики: научное археологическое изучение готических памятников (Э. Виолле-ле-Дюк во Франции, Т. Рикмен в Великобритании и др.) и стремление применить их каркасную систему к современным нуждам

Неозеленяемые территории - часть пригородной зоны, на которых не осуществляются мероприятия по комплексу озеленения, например, сельскохозяйственные угодья, предназначенные под полевые и огородные культуры, сенокосы, выгоны, а также каменистые места, солончаки, действующие карьеры полезных ископаемых и т.п.

Нервюра - (франц. nervure, от лат. nervus - жила). Арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.

Неф - (Корабль) (франц. nef, от лат. navis - корабль).Вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Нимфей - В античной архитектуре святилище, посвященное нимфам; архитектурно обработанная стена с гротами, нишами, фонтанами.

Ниша - (франц. niche). Углубление (различного размера и происхождения) на склоне или у подножия возвышенности, берега. Различают: нивационные, эрозионные, карстовые, дефляционные, волноприбойные (или абразионные) и др.

ПРИТВОР

Узел подвижного соединения створки с оконной коробкой, место примыкания створок к раме, импосту или штульпу.

Толковый строительно-архитектурный словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРИТВОР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРИТВОР
    - то же, что нартекс. (Илл.: Храм Воскресения Христова. [Спас на крови]. …
  • ПРИТВОР в Словаре церковных терминов:
  • ПРИТВОР в Православных церковных терминах:
    западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу …
  • ПРИТВОР в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Притвор - западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой - проход …
  • ПРИТВОР в Большом энциклопедическом словаре:
    то же, что …
  • ПРИТВОР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    пристройка с западной (часто также с северной или южной) стороны храма. П. были особенно распространены в смоленско-полоцком, псковском зодчестве, а …
  • ПРИТВОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Притвор (narJhV) - составляет самую зап. часть храма и обыкновенноотделяется от средней части храма глухой стеной. Эта часть храмасоответствует двору …
  • ПРИТВОР в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПРИТВОР в Энциклопедическом словарике:
    западная часть христианского храма, отделенная от средней его части стеной. Во время богослужения в притворе могут находиться не только кающиеся …
  • ПРИТВОР в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Входное (вслед-за папертью) помещение с западной стороны цер-кви. В притворе …
  • ПРИТВОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРИТВ́ОР, то же, что нартекс …
  • ПРИТВОР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    притво"р, притво"ры, притво"ра, притво"ров, притво"ру, притво"рам, притво"р, притво"ры, притво"ром, притво"рами, притво"ре, …
  • ПРИТВОР в словаре Синонимов русского языка:
    гавит, жаматун, нартекс, помещение, …
  • ПРИТВОР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. Передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью. 2. м. 1) То, чем закрывается, затворяется что-л.; створка. 2) Выемка …
  • ПРИТВОР в Словаре русского языка Лопатина:
  • ПРИТВОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    притвор, -а (к притворить; …
  • ПРИТВОР в Орфографическом словаре:
    притв`ор, -а (к притвор`ить; …
  • ПРИТВОР в Словаре русского языка Ожегова:
    входное (вслед за папертью) помещение с западной стороны церкви В притворе …
  • ПРИТВОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    то же, что …
  • ПРИТВОР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    притвора, м. 1. Створка, то, чем закрывается, затворяется что-н. (обл.). 2. Передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью …
  • ПРИТВОР в Толковом словаре Ефремовой:
    притвор 1. м. Передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью. 2. м. 1) То, чем закрывается, затворяется что-л.; створка. 2) …
  • ПРИТВОР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПРИТВОР в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью. II м. 1. То, чем закрывается, затворяется что-либо; створка. 2. Выемка …
  • НАРТЕКС, НАРФИК, ПРИТВОР в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храмов. Предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения …

Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди , читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.

Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Донжон – главная башня средневекового замка.

Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.

Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Куб – основной объем храма.

Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.

Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет – нижний этаж здания.

Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.

Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.

Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.

Травея – пространство нефа под сводом.

Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди , общественных собраний.

Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка – прямоугольная впадина в стене.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Или внутренняя закрытая, паперть -вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма.

Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр.

В - вв. нартекс - большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII -XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов . Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы .

Экзонартекс - внешняя открытая паперть . В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса - связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII - вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.

В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития , крещение , а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.

Литература

  • Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 2 v. NY - Oxford, 1991. Р. 1438-1439.
  • Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Р. 32, 361.
  • Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
  • Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т.1 (2) М. 1997. С.64-66.
  • Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб 2000.
  • Уайбру Х. Православная литургия. М. 2000. С. 13, 84-86, 172.
  • Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 436.
  • Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.
  • Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-.). Л. 1987.