Реставрация

Ь –показатель мягкости согласных звуков. Правила переноса слов с мягким знаком в середине

Данный конспект предназначен для проведения группового занятия с детьми 3 класса с речевым заключением «Системное недоразвитие речи».

Тема логопедического занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

Цели:

Коррекционно-обучающие:

  • учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь
  • формировать умение объяснять орфограмму

Коррекционно – развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие и слух,
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,
  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Ход логопедического занятия:

1. Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
И дня доброго желай.

2. Правило речи.

Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно!
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

Чтобы правильно произносить все звуки, давайте сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
Кто же тут, а кто же там
Он глядит по сторонам.
Смотрит как расческа зубы
Нам причесывает губы.
На качелях оказался,
Вверх взлетел,
И вниз спускался.

3. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик малышок.
Ой, указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять,
И движенья выполнять.

4. Тема логопедического занятия.

Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку:

Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.

Правильно, это мягкий знак: «Ь».

Нарисуем «Ь» знак
Нежно капелькой вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.

Дети пишут «Ь» на пшене.

Тема сегодняшнего занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

Что вы можете сказать о мягком знаке?

  • «Ь» — это буква.
  • «Ь» не обозначает никакого звука.
  • «Ь» можно писать, но нельзя прочитать.

Что обозначает мягкий знак?

Он обозначает мягкость согласного.

5. Фонематическое восприятие.

В карточках фишкой закройте согласную, которая слышится в конце слова.

Соль, конь, нос, хорь, лось, пень, комар, кран, мел.

Вспомните слова, которые я называла.

6. Игра «Назови слова с мягким знаком».

Рассмотрите картинки (презентация). Назовите картинки, в названии которых согласный звук в конце слова произносится мягко.

Лось, конь, дождь, морковь, медведь, букварь, гусь, якорь.

Прочитайте все слова. Что общего во всех этих словах?

Во всех словах пишется мягкий знак.

7. Игра «Вставь мягкий знак».

Прочитайте слова, вставьте «Ь», где нужно.

8. Физминутка (музыкальная).

Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь, все ребятки,
Танцевальная зарядка!

Мы похлопаем в ладоши:
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали:
Дружно веселее.
По коленочкам ударим:
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись,
И остановились.

9. Загадка.

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы — фигурные …
(коньки)

Слово «коньки» вывешивается на доске. Логопед читает слово вместе с детьми.

Где находиться «ь» в слове «коньки»?

Почему после «Н» стоит мягкий знак? (Потому что «Н» звучит мягко.)

Да, мягкий знак может находиться и в середине слова.

Мягкий знак – такой хитрец!
В слове встал он в серединку,
Буквам заменил перинку.
Между двух согласных
Чувствует прекрасно.

10. Игра «Спрячьте мягкий знак в серединку».

Измените слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Конь – коньки
Пень – пеньки
Хорь — хорьки

Где в слове может встретиться «Ь»?

11. Работа с предложениями.

Прочитатйте предложения. Какая буква пропущена в словах?

Лос. – сил.ный звер..
Он ест траву и ветки, любит сол.
В чаще леса скрывался лос.
У него бол.шие ветвистые рога

Составить текст, соблюдая следующую последовательность:

1) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
2) Предложение со словом, имеющим «Ь» в середине между гласными.
3) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
4) Предложение, где есть два слова с «Ь».

Прочитайте весь текст. Что мы узнали про лося?

Выпишите из текста слова с мягким знаком. Подчеркните в словах согласную букву и мягкий знак после нее.

12. Итог занятия.

Когда в словах пишется мягкий знак?

Когда согласный звук произносится мягко?

Мягкий знак с согласной дружен.
В конце и середине слова нужен.
За согласными знак пишем,
Если мягкими их слышим.

Домашнее задание: выучить стихотворение про мягкий знак.

Галимова Галина Павловна,
учитель-логопед,
коррекционная школа-интернат VIII вида,
Башкортостан, г.Янаул

МБОУ БГО СОШ № 12

Правописание мягкого знака
в середине и в конце слова.

урок русского языка, 2 класс

Подготовила и провела

учитель нач. классов Гаврилина Л.В.

г. Борисоглебск

Тема: Правописание мягкого знака

в середине и в конце слова.

Ц е л и:

Обучающие:

развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные:

формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие:

формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

    наглядные,

    частично-поисковые;

    практические;

    проблемные.

Наглядность:

    карточки в форме солнышка и тучки;

    карточки для словарной работы;

    карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.

    карточки со схемами позиций мягкого знака;

    наглядность значений слова «соль»

Ход урока.

I . Орг. момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II . Цели урока (психологическая минутка).

Вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

III . Чистописание:

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

Где может стоять второй знак (в конце слова)

Итак, сначала все пропишем в воздухе.

А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая .

Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

    у неё нет собственного звука,

    но может влиять на звук, стоящий перед ней,

    не может стоять в начале слова

    не имеет заглавной буквы.

Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь ?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь)

Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск _ зать - скажеш ь

IV . Словарная работа:

Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

Почему (проверяем по словарю).

Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

кто?

что?

учитель

девочка

медведь

мальчик

тетрадь

пальто

морковь

коньки

Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

Какие слова отвечают на вопрос Кто?

Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах, отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

Почему? ( правописание чк-чн без мягкого знака– мягкий знак не пишется)

Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

- Давайте восстановим это правило полностью.

ЧК

ЧН Ь НЧ

ЩН НЩ

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

V . Физминутка.

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

Рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.

Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (дождь, рожь, пьет, льет. )

Почему в этих словах пишется мягкий знак?

А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет и действие)

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.

VI . Звуко-буквенный анализ слова.

- Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

А почему говорят: «Соль дела, соль урока»?

Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко -буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ о ] – гл., уд.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

[ - ] .

4 б., 3 зв.

Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Физминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

VII . Работа с предложением.

Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.

Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

А теперь давайте запишем такое предложение «Ол ь га спела ноту сол ь (комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

VIII . Работа в парах.

А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения, и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем – большой, перестали – маленький)

В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

IX . Итоги урока.

Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

А какой секрет русского языка вы теперь знаете?

(когда и зачем пишется мягкий знак)

Хорошо, вы все справились с трудностями.

Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

Молодцы. У вас у всех хорошее настроение.

Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

Спасибо всем. Урок закончен.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьёт, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьёт, альбом, мельница, пень.

II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.

III. Только, учитель, тетрадь, чья, чьё, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить, петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.

1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятёрку. 9, Я больно ударился о дверь. 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1: Прослушать предложения. Записать и прочитать слова с мягким

знаком (ь) в середине.

1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолёта. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привёз Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жильё. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.

2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.

Пришёл июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Открываем календарь -

Начинается январь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Сенокос идёт в июле,

Где-то гром ворчит порой.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла.

Собираем в августе

Урожай плодов.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

(С. Маршак)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.

Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Целый день шёл снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.

ЛЕТО В АЛЬБОМЕ

Сейчас осень. А в моём альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нём нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и жёлтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!

ЗИМНИЙ ПРУД

Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.

СОСУЛЬКА

Вот и весенние деньки. Наденька надела тёплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились чёрненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!

Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жильё. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчёлы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.

>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь)

Разделительный мягкий знак (ь)

Роль и значение мягкого знака в русском языке

Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком. Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме.

Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, жаль, конь.

Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным.

И так, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как мягкий знак, в русском языке употребляется:

Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
В качестве разделительного знака;
Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.

Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. А теперь давайте попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и узнаем, почему мягкий знак еще называют разделительным, в каких случаях мягкий знак, является разделительным, и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.

Например: Семя и семья

Прочитайте внимательно данные слова. Теперь обратите внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м"] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно.

А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» - [сем"йа]. В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

Например: Коля – колья, солю – солью, полёт – польёт.

Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно.

Правила написания разделительного мягкого знака

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

Во-первых, в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я. Например: вьюга, терьер, обезьяна, здоровье, бельё, листья.

Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О. Например: шампиньоны, почтальон, бульон.

В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных. Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.

Также, необходимо запомнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:

Во-первых, вначале слова;
Во-вторых, после приставок.



А теперь давайте внимательно рассмотрим картинку и попробуем сопоставить разницу мягкого знака, который служит для смягчения согласного и разделительного мягкого знака:



Домашнее задание

1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.

Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.

2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?

Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.

3. Запиши слова во множественном числе:

Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.

4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
5. Разгадайте кроссворд.


Вопросы к кроссворду:

1. Как еще можно назвать снежную бурю?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я – дружная ….
4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.

  • закрепить у детей правописание ь знака в середине и на конце слова;
  • формировать умение обозначения мягкости согласного звука на письме;
  • закрепить навыки деления слов на слоги с ь знаком на конце и в середине слова;
  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать образное мышление;
  • развивать умение анализировать, обобщать;
  • воспитание аккуратности;
  • воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Тип урока: урок закрепления материала.

Оборудование:

  • Учебник “Русский язык” 2 класс авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, по программе “Школа 2100”;
  • письменные принадлежности к уроку;
  • Дидактический материал по русскому языку автор Т.В. Шклярова;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат,
  • (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе “Пояснительная записка”).

Оборудование:

  • АРМ учителя
  • Проекционный аппарат
  • Экран
  • Программное обеспечение:
  • Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация Power Point

Пояснительная записка

Урок русского языка во 2 классе (программа “Школа 2100”) по теме “Буква ь на конце и в середине слова” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент

– Начинаем урок русского языка.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (слайд 1) Приложение 1

А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно. Посмотрели на меня.

II. Чистописание

Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я от Вас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу
Сяду ровно, не согнусь
За письмо сейчас возьмусь.

Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на третьей записали число, на четвертой – классная работа. Послушайте стихотворение и подумайте какую букву мы будем писать в чистописание?

Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест.
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Допишите в чистописание все слова с мягким знаком, которые вы услышали в стихотворении.

Какое слово здесь лишнее? Почему?

III. Словарная работа.

Запишите все словарные слова, которые вы помните с ь знаком.

Посмотрите на доску. Проверьте. (слайд 3)

Поднимите руку у кого такие же?

Какое слово я не включила?(звонишь)

Почему? (ь не обозначает мягкость согласного звука)

Составьте и запишите одно предложение с одним из словарных слов.

Подчеркните главные члены предложения.

IV. Закрепление

Сели ровно, ручки положили. Что такое орфограмма?

1. Актуализация знаний

Какие ещё буквы помимо ь могут обозначать мягкость согласного на письме.

2. Формулирование темы.

С какой орфограммой мы будем работать сегодня на уроке?

Посмотрите на доску.

3. Повторение

Какое время года изображено на картине? (осень) (слайд 4)

Какие осенние месяцы вы знаете?

В каких из этих названий встречается ь знак? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Запишите их в один столбик и подчеркните орфограмму.

Какое время года изображено на этой картинке? (зима) (слайд 5)

Какие зимние месяцы вы знаете?

В каких из этих названий встречается ь знак? (декабрь, январь, февраль)

Запишите их во второй столбик и подчеркните орфограмму.

Как разделить слова для переноса?

Разделите все записанные слова для переноса. Молодцы!

V. Физкультминутка

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.

(Слайд 6 )

Альтернативный вариант (выполнение комплекса упражнений под музыку из м/ф 38 попугаев)

IV. Самостоятельная работа

Сели ровно. Открыли учебники на стр. 35, упр. 191.

Прочитайте задание.

Какие слова вы запишите в первый столбик?

А во второй?

Почему слова осень, листья, осыпались и весь вы запишите в оба столбика?

Выпишите из упражнения слово “весь” и сделайте звуко-буквенный разбор.

Весь [вэс] – 1 слог, 4 б, 3 зв.
В[в] – согл, зв, пар, мяг.

E[э] – гл. уд.
C[с] – согл., глух, пар, мяг.
– Почему мягкий? Что смягчает?
Ь[ -]

Сколько в этом слове слогов? (1) Почему? (сколько в слове гласных столько и слогов)

Сколько в этом слове букв? (4)

Сколько звуков? (3) Почему? (потому, что ь знак не обозначает звука)

Для чего тогда нужен в этом слове ь знак, если он не обозначает ни одного звука? (обозначает мягкость на письме предыдущей буквы)

VII. Подведение итога урока.

Подведём итог урока.

Диктант “Плюс – минус”

“Плюс” поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
“Минус” напиши в ответ.

День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.

Проверьте себя сверяясь с доской. (слайд 7 )

Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? Поставьте себе на полях карандашом “5”

Поднимите руку, допустил 1 или 2 ошибки? Поставьте себе на полях карандашом “4”

Поднимите руку, кто допустил 3 и более ошибок? Вам нужно ещё раз поработать над этой темой дома.

С какой орфограммой работали сегодня на уроке?

Для чего в словах нужен мягкий знак?

Молодцы, вы хорошо работали на уроке.

VIII.Домашнее задание

Открыли дневники. Домашнее задание. Дидактический материал 43 (карточки с домашним заданием)

Измени слова по образцу.

Составь предложение с одним из слов. Подчеркни главные члены предложении.